ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ОПЫТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-188-198
Актуализация рефлексии опыта применения дистанционных технологий в подготовке педагога связана как с общим интересом к таким технологиям в педагогической науке последних лет, так и с необходимостью осмысления методических наработок, появившихся в условиях пандемии и временного перехода на полностью дистанционное обучение. Объектом анализа, проводимого на основе опыта Томского государственного педагогического университета, являются варианты применения различных форм и способов дистанционной работы с будущими педагогами. Материалом для анализа является опыт работы преподавателей и студентов в системах BigBlueButton и Moodle, полученный в течение 2020 г. Выявлены положительные результаты применения дистанционных образовательных технологий: повышение уровня подготовки будущего учителя в области информационных технологий; интенсификация работы обучающихся в связи с изменением форм контроля; освоение студентами новых форм и способов работы с историческими источниками и литературой. Показано, что дистанционное обучение может проводиться без снижения качества предметной подготовки. Вместе с тем дистанционные образовательные технологии имеют существенные недостатки, которые касаются проблем коммуникации педагога и аудитории. На данном этапе они не позволяют в полной мере развить у будущего педагога навыки публичного выступления, работы с большой аудиторией. Решение данной проблемы может являться предметом дальнейших дискуссий. Материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, лекция, семинар, преподаватель, обучающийся, текущий контроль, зачет, экзамен
Библиография:
1. Баранников К. А. Исторический обзор развития дистанционного образования в мире в период до 1960-х годов // Информатика и образование. 2012. № 4 (233). С. 108–110.
2. Шабалин Ю. В. История и современное состояние использования дистанционных образовательных технологий в юридическом образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 129–133.
3. Моисеев Е. О. Дистанционные технологии подготовки кадров в условиях информатизации социума // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 5. С. 57–62.
4. Габдулхаков В. Ф., Зиннурова А. Ф. О педагогических детерминантах повышения эффективности высшего профессионального образования в условиях пандемии коронавируса // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 6.
5. Грязнова Е. В., Брызгалова Ю. В., Изместьева Н. В., Николаева Л. Ю. К вопросу о природе дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 169–172.
6. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004. 432 с.
7. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии: собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. С. 513–553.
8. Донская Е. Ю. Тестирование как неотъемлемая часть системы дистанционного обучения в высшей школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. С. 9.
9. Давыдочкина С. В. Способы разработки заданий тестов в электронной образовательной среде Moodle, адаптированных к дистанционному обучению // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 113–118.
10. Желомко С. А. Возможности системы оценивания результатов обучения в СДО Moodle на примере элемента «Тест» // Информатизация образования: теория и практика: сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. 2015. С. 89–91.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 188 — 198
Скачиваний: 622