ТАНАТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-4-210-220
Актуальность развития танатологической компетентности в рамках подготовки практических психологов обусловлена социокультурным, профессиональным и индивидуально-психологическим аспектами, которые усиливаются вследствие пандемии коронавирусной инфекции. Приводится информация о зарубежном опыте реализации программ по повышению танатологической компетентности специалистов помогающих профессий (медиков, психологов, педагогов), рассмотрены данные об их эффективности и трудностях в их реализации. Отечественный опыт представлен образовательными дисциплинами в ряде высших учебных заведений и частными танатотерапевтическими курсами. В то же время ряд исследований обнаруживает актуальность развития танатологической компетентности среди будущих специалистов-психологов и запрос на включение данной проблематики в образовательную программу. В заключении автор обозначает перспективы реализации танатопсихологического направления в науке, практике и образовании.
Ключевые слова: страх смерти, танатопсихология, отношение к смерти, танатологическая компетентность
Библиография:
1. Юревич А. В. Психологические аспекты отношения к смерти // Ярославский пед. вестник. 2018. № 1. С. 123–132. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-otnosheniya-k-smerti (дата обращения: 03.05.2021).
2. Абдулгалимова С. А. Изучение представлений о жизни и смерти в старшем школьном возрасте // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 3. С. 111–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy-o-zhizni-i-smerti-v-starshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 25.04.2021).
3. Гаврилова Т. А. Танатологическая компетентность как компонент профессиональной подготовки педагогов-психологов // Экономика и социум: электронный журнал. 2015. № 4 (17). С. 1150–1156.
4. Шварева Е. В. Семантические характеристики образа смерти у людей разных поколений // Сибирский пед. журнал. 2010. № 9. С. 272–282. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskie-harakteristiki-obrazasmerti-u-lyudey-raznyh-pokoleniy (дата обращения: 02.05.2021).
5. Баскаков В. Ю. Терапия Танатоса. Психология телесности между душой и телом. М.: АСТ МОСКВА, 2005. С. 486–506.
6. Звонарева Ю. И. Проблема исследования страха смерти в философии и психологии // Психол. вестник Уральского гос. ун-та. 2009. Вып. 7. С. 358–369. URL: http://hdl.handle.net/10995/4201 (дата обращения: 01.05.2021).
7. Мохов С. В. Ситуация с «Death studies» в современной науке // НП/NP. 2016. № 4. С. 229–236.
8. Caro W. De. Infodemia and COVID-19: a text mining analysis // European Journal of Public Health. 2020. Vol. 30, is. 5. URL: https://academic.oup.com/eurpub/article/30/Supplement_5/ckaa165.065/5914289?searchresult=1 (дата обращения: 25.04.2021). DOI: 10.1093/eurpub/ckaa165.065
9. Song S., Yao X., Wen N. What motivates Chinese consumers to avoid information about the COVID-19 pandemic?: The perspective of the stimulus-organism-response model // Information Processing & Management. 2021. Vol. 58, is. 1. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S030645732030902X (дата обращения: 25.04.2021). DOI: 10.1016/j.ipm.2020.102407.
10. Алехин А. Н., Дубинина Е. А. Пандемия: клинико-психологический аспект // АГ. 2020. № 3. С. 312–316. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pandemiya-kliniko-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 23.04.2021). DOI:10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316
11. Garfin D. R., Silver R. C., Holman E. A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. № 39 (5). Р. 355–357. URL: https://doi.apa.org/fulltext/2020-20168-001.html (дата обращения: 23.04.2021). DOI: 10.1037/hea0000875
12. Taylor S. Understanding and managing pandemic-related panic buying // J Anxiety Disord. 2021. Mar. № 78. Р. 102364. DOI: 10.1016/j.janxdis.2021.102364. Epub Jan 23. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33517219/ (дата обращения: 25.04.2021).
13. Yuen K. F., Wang X., Ma F., Li K. X. The Psychological Causes of Panic Buying Following a Health Crisis // Int J Environ Res Public Health. 2020. May 18. № 17 (10). Р. 3513. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32443427/ (дата обращения: 23.03.2021). DOI: 10.3390/ijerph17103513.
14. Leung J., Chung J. Y. C., Tisdale C., Chiu V., Lim C. C. W., Chan G. Anxiety and Panic Buying Behaviour during COVID-19 Pandemic-A Qualitative Analysis of Toilet Paper Hoarding Contents on Twitter // Int J Environ Res Public Health. 2021. Jan 27. № 18 (3). Р. 1127. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33514049/ (дата обращения: 24.03.2021). DOI: 10.3390/ijerph18031127
15. Menzies R. E., Menzies R. G. Death anxiety in the time of COVID-19: theoretical explanations and clinical implications // Cognitive Behaviour Therapist. 2020. № 13. e19. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/the-cognitive-behaviour-therapist/article/death-anxiety-in-the-time-of-covid19-theoretical-explanations-andclinical-implications/3519FCFC320DA8821DD2E0EEB0B1EA5F (дата обращения: 24.03.2021). DOI: 10.1017/S1754470X20000215
16. Liu H., Liu W., Yoganathan V., Osburg V.-S. COVID-19 information overload and generation Z’s social media discontinuance intention during the pandemic lockdown // Technological Forecasting and Social Change. 2021. Vol. 166. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162521000329?via%3Dihub (дата обращения: 27.03.2021). DOI: 10.1016/j.techfore.2021.120600
17. Iverach L., Menzies R. G., Menzies R. E. Death anxiety and its role in psychopathology: reviewing the status of a transdiagnostic construct // Clinical Psychology Review. 2014. № 34. P. 580–593. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0272735814001354?via%3Dihub (дата обращения: 20.03.2021). DOI: 10.1016/j.cpr.2014.09.002
18. Баканова А. А. Профессиональная позиция психолога при обращении к теме смерти // Личность в экстремальных и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сб. науч. ст. III Междунар. научно-практ. конф. / под ред. Р. В. Кадырова. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2014. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2016_2_37/nomer03.php (дата обращения: 20.04.2021).
19. Трушина О. Ю., Юстус И. В. Формирование танатологической компетентности студентов медицинского колледжа // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр. Междунар. научно-метод. конф. (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. ред. Т. И. Руднева. Самара: Самарский ун-т, 2014. С. 420–422. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22577220 (дата обращения: 20.02.2021).
20. Kastenbaum R. Psychology of Death. 3rd ed. New York: Springer Publishing Company, 2000. 328 p.
21. Mak M. H. Quality insights of university teachers on dying, death, and death education // Omega (Westport). 2012–2013. № 66 (2). Р. 173–194. DOI: 10.2190/om.66.2.e
22. Brady M. Death anxiety among emergency care workers // Emerg Nurse. 2015. Jul. № 23 (4). Р. 32–37. DOI: 10.7748/en.23.4.32.e1448
23. Malliarou M., Zyga S., Fradelos E., Sarafis P., American Journal of Nursing Science. Special Issue: Mental Health Care: Aspects // Challenges and Perspectives. 2015. № 4(2-1) P. 74–77. DOI: 10.11648/j.ajns.s.2015040201.23
24. Peters L., Cant R., Payne S. et al. Open Nurs J. 2013. № 7. P. 14–21.
25. Thiemann P., Quince T., Benson J., Wood D., Barclay S. Journal of Pain and Symptom Management. 2015. № 50 (3). P. 335–342.
26. Баканова А. А. Танатологическая подготовка и отношение к ней студентов-психологов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2016. № 2 (37). URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2016_2_37/nomer03.php (дата обращения: 25.04.2021).
27. Hayes J., Schimel J., Arndt J., Faucher E.H. A theoretical and empirical review of the death-thought accessibility concept in terror management research // Psychol Bull. 2010. Sep. № 136 (5). Р. 699–739. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20804234/ (дата обращения: 13.04.2021). DOI: 10.1037/a0020524
28. Wong P. T. P. Meaning-centered approach to research and therapy, second wave positive psychology, and the future of humanistic psychology // The Humanistic Psychologist. 2017. № 45 (3). Р. 207–216. URL: https://psycnet.apa.org/record/2017-05729-001 (дата обращения: 13.04.2021). DOI: 10.1037/hum0000062
29. Fonseca L. C., Testoni I. The emergence of thanatology and current practice in death education // Omega (Westport). 2011–2012. № 64 (2). Р. 157–169. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22375350/ (дата обращения: 23.03.2021). DOI: 10.2190/om.64.2.d
30. Noppe I. C. Life span issues and death education: Handbook of thanatology / ed. by D. Balk. London: Routledge, 2007. Р. 337–343.
31. Wass H. A. Death Studies. 2004. 28 p.
32. Gilbert K. R., Murray C. I. The family, larger systems and death education, in Handbook of Thanatology / ed. by D. Balk. London: Routledge. P. 345–353.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 210 — 220
Скачиваний: 761