КАДЕТСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЛАССАХ РОСГВАРДИИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-78-86
Анализируется роль и место кадетского компонента как элемента системы довузовского военного образования, его исторический анализ, текущее состояние и перспективы. Сформулированы основные предпосылки к возрождению кадетского образования, его социальной значимости, а также проблемы реализации и масштабирования кадетского компонента на базе общеобразовательных учреждений. Рассмотрены основные типы кадетских организаций – кадетский корпус (училище), кадетская школа, кадет ский класс, даны их определения и краткие характеристики. Подробнее описан такой тип кадетской организации, как «кадетский класс», его преимущества, перспективы и порядок организации и функционирования в образовательном пространстве Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Обозначено социальное партнерство как базовый принцип взаимодействия Росгвардии с общеобразовательными учреждениями, также определен порядок оформления такого взаимодействия и дальнейшего регулярного педагогического и методического сопровождения. Обозначены основные задачи обучения молодежи в кадетских классах Росгвардии, среди которых формирование морально-психологических и физических качеств воспитанника, воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Росгвардии, изучение законодательства Российской Федерации в области обороны государства, изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, тактико-специальной, строевой подготовки и пр. Концептуальным для исследования является положение о том, что кадетский класс – молодое и активно развивающееся явление в педагогике, которое уже доказало свою эффективность в военно-патриотическом воспитании молодежи и формировании военно-профессиональной ориентации обучающихся, что обуславливает его актуальность и востребованность в образовательной среде.
Ключевые слова: кадет, кадетский компонент, кадетские классы, кадетское образование, военно-патриотическое воспитание, ориентация на воинскую службу
Библиография:
1. Латухина К. В. Совет лидерам. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей // Российская газета. Столичный выпуск. № 22 (6890). URL: https://rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-nazval-patriotizm-edinstvennoj-nacionalnoj-ideej.html (дата обращения: 30.05.2021).
2. Гурковский В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII – начало XX вв.) // Образование и общество. 2002. № 1, 2. 101 c.
3. Тукачева Т. П. Педагогическое сопровождение формирования профессионального копинг-поведения курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2019. 209 с.
4. Жукова Е. Ю. Генезис системы кадетского образования в России // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1. С. 72–78.
5. Кадетский класс в Московской школе. URL: http://profil.mos.ru/kadet/o-proekte.html (дата обращения: 30.05.2021).
6. Методические рекомендации по участию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в военно-патриотическом воспитании молодежи (Москва, 2020). URL: https://rosguard.gov.ru/ (дата обращения: 30.05.2021).
7. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 5 апреля 2016 г. № 157. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/ (дата обращения: 30.05.2021).
8. Треногин В. В. Концепция непрерывного военного образования войск национальной гвардии на территории Пермского края сегодня // Вестник Пермского гос. гуманитарно-пед. ун-та. 2020. Серия № 1. С. 128–133.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.05.2021).
10. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности (утверждены Письмом Минобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219501/ (дата обращения: 30.05.2021).
11. Андреев А. В. Некоторые вопросы правового регулирования кадетского образования // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2017. № 8 (241). С. 107–113.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 78 — 86
Скачиваний: 607