ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СОГЛАСОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ПЛАНОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-5-173-185
Формирование жизненных планов в отношении карьеры в профессиональной и семейной сфере составляет задачу развития возрастного периода вхождения во взрослость. Транзитивность современного общества и трансформация института семьи определяют актуальность исследования типов согласования планов современной молодежи в сфере профессии и семьи. Исследована мотивационно-смысловая сфера молодых людей при различных типах согласования ими планов семейной и профессиональной карьер. Выявлены типы согласования карьерных планов в семейной и профессиональной сферах, изучены особенности мотивации при различных типах согласования карьерных планов, смысложизненных ориентаций молодых людей при различных типах согласования карьерных планов. Были использованы авторский опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» и методика смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Выборку составили 167 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. Выделены эмпирические типы согласования планов профессиональной и семейной карьеры (согласованность профессиональной и семейной карьеры при их высокой значимости, эгоцентрация при ориентации на профессиональную карьеру, приоритет семейной карьеры, приоритет профессиональной карьеры, негативное/незаинтересованное отношение к профессиональной и семейной сферам). Выявлены особенности мотивации для профессиональной сферы: возрастание значения социальной востребованности профессии и социального признания при согласованности карьерных планов и приоритет личных интересов при эгоцентрации. Для семейной сферы: возрастание мотивации избегания одиночества и воспитания детей при приоритете семейной карьеры, низкая мотивация воспитания детей – при приоритете профессиональной карьеры, негативном отношении к карьерным планам и эгоцентрации. Согласованность карьерных планов в профессиональной и семейной сфере связана с высокой осмысленностью жизни, переживанием ее наполненности событиями и достижениями.
Ключевые слова: жизненные планы во временной перспективе, профессиональная карьера, семейная карьера, осмысленность жизни, вхождение во взрослость
Библиография:
1. Агафонова В. П. Подходы к пониманию карьеры, ее сущность и особенности // Baikal Research Journal (электронный научный журнал Байкальского гос. ун-та). 2016. Т. 7, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).21
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
3. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale: Yale University Press, 1966. 288 p.
4. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–11. Doi: 10.17759/psyedu.2015070301
5. Захарова Е. И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 44–49.
6. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.
7. Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Курносова М. Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 27–36.
8. Крутько И. С., Чаликова О. С. Профессиональная идентичность и виды карьерных ориентаций // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 4. С. 5–12.
9. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материале социологических исследований) М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.
10. Дидковская Я. В. Социокультурный анализ профессионального самоопределения и карьеры молодежи. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 172 с.
11. Ибарра Э., Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 237 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 398 с.
13. Erikson E. H. The Life Cycle Completed. N.Y.; London, 1982. 108 p.
14. Marcia J. E. Identity and Psychosocial Development in Adulthood // Identity. 2002. Vol. 2, is. 1. P. 7–28. DOI: 10.1207/S1532706XID0201_02
15. Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crises / ed. by N. Datan, L. H. Ginsberg. Elsevier, 2013. 321 p.
16. Martsinkovskaya T. The Dynamics Of Identity In The Information And Tran-sitive Space // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy (online). 2019. № 114. Р. 356–364.
17. Орестова В. Р. Формирование личностной идентичности. М.: МААН, 2005. 135 с.
18. Исаева Д. А. К вопросу о соотношении личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Казанская наука. 2012. № 9. С. 312–318.
19. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37–59.
20. Havighurst R. J. Human development and education. Longmans, 1953. 338 р.
21. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. C. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2019240301
22. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослость // Национальный психол. журнал. 2017. № 2 (26). C. 92–97.
23. Бурменская Г. В., Алмазова О. В., Карабанова О. А., Захарова Е. И., Долгих А. Г., Молчанов С. В., Садовникова Т. Ю. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. T. 26. C. 46–64.
24. Karabanova O. A., Almazova O. V., Burmenskaya G. V., Molchanov S. V., Sadovnikova T. Yu., Zakharova E. I., Dolgikh A. G. Assumptions As A Basis For Attitude Forming To Mother’s Position In Girls // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online). 2018. № XLIII. P. 634–642.
25. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 256 с.
26. Пряжников Н. С., Александрова Ю. Ю., Румянцева Л. С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 3 (55). C. 64–77.
27. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
28. Crumbaugh J. C., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. Vol. 20. P. 589–596.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 173 — 185
Скачиваний: 642