ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-53-63
Рассмотрены проблемы подготовки учителя к преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: выделение ценностных основ, управление подготовкой педагогов на региональном и местном уровнях, осмысление эффективных вариантов решения острых вопросов в его реализации. Выявлена ключевая проблема неготовности педагогов к эффективной деятельности в данной области, связанная с недостаточностью научного осмысления традиционных российских духовных ценностей, лежащих в ядре культуры каждого народа, для освоения которых необходимо теологическое знание, не изучаемое в процессе базовой профессиональной подготовки. Сделаны выводы о том, что эту функцию сегодня принимает система повышения квалификации. Установлено, что под теологическим знанием понимается результат процесса познания и личностного осмысления религиозной традиции и его аутентичное отражение в сознании педагога на культурологической основе в виде понятий и ценностно-смысловых жизненных ориентиров.
Ключевые слова: повышение квалификации, теологическое знание, управление взаимодействием, религиозный компонент в светском образовании
Библиография:
1. Shaposhnikova T., Kostyukova T., Dolgaya O., Marchukova S. The multicultural education of information age: development trends and approaches to research // La educación multicultural de la era de la información: tendencias de desarrollo y enfoques de la investigación. URL: http://www.revistaespacios.com (дата обращения: 22.07.2021).
2. Костюкова Т. А. Традиционные духовные ценности и современная образовательная практика // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 141–144.
3. Захарченко М. В. Подготовка педагогов к освоению начал православной культуры в профессиональной деятельности // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2. С. 23–46.
4. Розина О. В. Традиционные формы повышения квалификации в системе непрерывного духовно-нравственного становления личности учителя // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 7–15.
5. Васильева Е. Ю. Самооценка качества деятельности преподавателей вуза в системе повышения квалификации // Человек и образование. 2006. № 4–5. С. 41–45.
6. Самогаев Д. Е. Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры: дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 228 с.
7. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 339 с.
8. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.07.2021).
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 17.07.2021).
10. Метлик И. В. Введение изучения основ религиозных культур и этики: вопросы и ответы / на вопросы редакции журнала отвечают И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова // Преподавание истории и обществознания. 2010. № 5. С. 43–47.
11. Официальный сайт Международного педагогического портала. URL: https://solncesvet.ru/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=12947325109&utm_con-tent=518834838707&u (дата обращения: 12.07.2021).
12. Официальный сайт Института российской академии образования «Смольный». URL: http://www.smun.spb.ru/ (дата обращения: 12.07.2021).
13. Официальный сайт Всерегионального научно-образовательного центра «Современные образовательные технологии». URL: https://irecommend.ru/content/vseregionalnyi-nauchno-obrazovatelnyi-tsentr-sovremennyeobrazovatelnye-tekhnologii-rossiy (дата обращения: 18.07.2021).
14. Официальный сайт АНО ДПО «Институт современного образования». URL: https://ped.isoedu.ru/svedeniya/ (дата обращения: 12.07.2021).
15. Официальный сайт Академии профессионального образования кадров. URL: https://apokdpo.ru/tyumen/professionalnaya-perepodgotovka/ (дата обращения: 9.07.2021).
16. Официальный сайт Учебного центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки. URL: https://uchebnyjcentr.ru/ (дата обращения: 22.07.2021).
17. Официальный сайт Уральского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки. URL: https://urgaps.ru/page/about (дата обращения: 02.08.2021).
18. Костюкова Т. А. Православная педагогика в современной духовной и культурно-исторической ситуации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 10 (100). С. 25–30.
19. Кряклина Т. Ф., Костюкова Т. А., Петрова Г. И. Диалог культур: толерантность в национальных и конфессиональных отношениях (опыт организации совместной жизни народов Сибири) / под ред. Г. И. Петровой. Томск, 2002. 142 с.
20. Костюкова Т. А., игумен Христофор (Казанцев). Педагогическая рефлексия культурных смыслов теологического знания в системе последипломного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 143–150.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Страницы: 53 — 63
Скачиваний: 564