ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-178-189
В российских вузах из года в год увеличивается контингент студентов из дальнего и ближнего зарубежья. Это свидетельствует не только о престиже российской системы высшего образования, но и о налаживании добрососедских, партнерских отношений. В этой связи проблема успешной адаптации иностранных студентов рассматривается с точки зрения укрепления международного статуса государства в целом. Две стороны адаптации, психологическая и социально-культурная, изучены у 397 иностранных студентов из вузов юга России. Использовалась экспресс-диагностика, разработанная на основе адаптированного варианта методики А. Л. Свенцицкого «Самооценка психологической адаптивности» и шкалы «Социальная приверженность стране», «Культурная приверженность стране» из опросника С. В. Фроловой. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Психологическая и социокультурная адаптация рассматривалась в соотношении «изоляция – идентификация» (В. И. Слободчиков). Согласно полученным результатам, студенты из дальнего зарубежья продемонстрировали низкую психологическую адаптивность при высоких притязаниях на успешность социально-культурной адаптации. Помощь в ее достижении со стороны преподавателей университетов будет особенно действенна тогда, когда они будут сочетать академическую работу с решением проблем образовательного и профессионального, а также социального и коммуникативного содержания. Студенты из соседних стран продемонстрировали взаимосвязанный набор требований к успешной социокультурной адаптации, сосредоточив внимание на социальных связях и соблюдая дистанцию в области культуры. В связи с этим особо значима работа педагогов по обеспечению положительной динамики межкультурных отношений с привлечением традиций межнационального добрососедства на территории южного региона России. Материалы проведенного исследования востребованы системой повышения квалификации преподавательского состава, учитывающей разницу в культурной дистанции иностранных студентов.
Ключевые слова: академическая адаптация, этнокультурные особенности, зарубежные студенты, психологическая адаптивность, социально-культурная адаптация
Библиография:
1. Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, № 56. P. 27–34.
2. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи / под ред. В. К. Рябцева. М.: ИИДСВ РАО, 2019. 487 с.
3. Апасова М. В., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Условия адаптации иностранных студентов в вузах // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 4. С. 129–137.
4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Саратов: Вузовское образование, 2014. 390 с.
5. Фролова С. В. Приверженность личности стране: социально-психологический анализ. Саратов: Издательский центр «Наука», 2019. 370 с.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.
7. Черникова Т. В., Болучевская В. В. Адаптация иностранных студентов в вузах России и Казахстана: конструирование и апробация программы экспресс-диагностики // Теоретические и прикладные аспекты современной психологической науки. Атырау: Х. Досмұхамедов атындағы Атырау университеті баспасы, 2020. С. 96–102.
8. Федотова В. А., Жданова С. Ю. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российских вузов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 2. С. 96–106.
9. Pavlova О. S., Minazova V. M., Khukhlaev O. E. Religious identity of Muslim students (based on the study of youth, living in the Chechen republic) // Cultural-Historical Psychology. Vol. 12, № 4. P. 90–99.
10. Gapsalamov A. R., Gallуamova Z. V., Zakirova O. V., Ibragimova E. R., Tarasova E. R., Tirigulova R. Kh. Foreign students’ adaptation to the social and educational environment of a small city as a condition of undergraduate // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: 2nd International Forum on Teacher Education. London: Future Academy, 2016. P. 404–410.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 178 — 189
Скачиваний: 607