ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ КИРГИЗИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ ТОМСКА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-115-123
Мы живем в ХХI веке – веке глобализации, высоких скоростей, кризисов, эпидемий и пандемий. Время потребовало кардинальных перемен в политике, экономике, образовании; интегрирования экономических и политических систем разных стран. В связи с этим возникают вопросы мирного сосуществования разных народов и государств, решать которые необходимо ежедневно. Изменяются также роль и значение иностранных языков: те, что ранее представляли огромный интерес для всех окружающих, отходят на второй план, их позиции завоевывают другие. Усиливается интерес к языкам и культуре народов бывшего СССР. В статье рассматриваются вопросы культуры речевого общения в семьях киргизов и, соответственно, некоторые особенности киргизской лексики. Актуальность темы обусловлена увеличением количества иностранных студентов в России, а также взаимовлиянием киргизского и русского языков. Проанализировано влияние русской культуры и русского языка на формирование лексической системы и развитие современной коммуникативной культуры киргизов, которую можно охарактеризовать как культуру коллективистского типа. Киргизский язык исследован недостаточно, научная новизна работы состоит в том, что она включена в ряд исследований, проведенных в РФ и посвященных изучению иностранных языков, и киргизского в частности, что, бесспорно, демонстрирует заинтересованность в изучении особенностей языка и культуры киргизского этноса. Практическая новизна и значимость работы предполагают ее использование при подготовке лекционных занятий по теории межкультурных коммуникаций. Как результат, позволяет повысить эффективность обучения киргизов в вузах РФ. Зная особенности усвоения иностранной лексики киргизами, можно планировать формы и методы работы, а также результаты обучения. Целью работы является описание коммуникативной культуры общения киргизов. Проведен лингвистический эксперимент, методом наблюдения выявлены некоторые особенности коммуникации в киргизских семьях. Отмечены незначительные расхождения в культуре северной и южной Киргизии. Убедились, что культура киргизов носит коллективистский характер вертикального типа. Описаны наиболее эффективные методы изучения русского языка киргизами. Даны практические советы, позволяющие раскрыть способности студентов и ускорить процесс обучения русскому языку. Данная работа продолжает ряд методических работ, главной целью которых является повышение эффективности и качества обучения иностранных студентов русскому языку в технических вузах РФ.
Ключевые слова: русский язык, русский язык как иностранный, обучение русскому языку как иностранному, киргизский язык, коммуникативная функция языка, эффективность обучения
Библиография:
1. Кашкан Г. В., Провалова Н. В., Шахова Н. Б. Реализация межпредметных связей при обучении иностранных граждан // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: https://www.science-education.ru/100-5073 (дата обращения: 18.01.2021).
2. Лебедева О. А., Скопина Ю. И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов международной научно-практической конференции. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2014. С. 92–98.
3. Эшимбекова Н. С. Исторический анализ коммуникативных функций духовной культуры кыргызов: дис. … канд. ист. наук. Бишкек, 2007. 203 с.
4. Семьи Киргизии // molomo.ru. [Б. м.], [2020]. URL: https://www.molomo.ru/fakty/s/semi/semi-kirgizii.html (дата обращения: 26.11.2021).
5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиенты. М.: Индрик, 2005. 1040 с.
6. Каримбекова Н. М. Особенности речевого общения и обращений в лексической структуре киргизского языка // Вестник МГЛУ. 2015. Вып. 18 (729). С. 60–66.
7. Губогло Н. М. Языки этнической мобилизации. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 816 с.
8. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 2003. 718 с.
9. Немых А. П. Особенности коммуникативных функций материальной культуры и прикладного творчества кыргызов ХХ в. Исторический аспект: дис. … канд. истор. наук. Бишкек, 2006. 171 с.
10. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
11. Энциклопедический словарь «Психология общения»/ под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-центр, 2011. 600 с.
12. Hofstede G. Culture’s conseguences: International differences in work-related values. Beverly Hills, CA: Sage Hublications, 1980. 327 p.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Страницы: 115 — 123
Скачиваний: 572