ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-124-131
В рамках инклюзивного подхода освещаются ведущие нормативно-правовые документы РФ, целью которых является предоставление возможностей качественного образования каждому ребенку. Особенно отмечаются инновационные образовательные процессы, связанные с появлением детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников. Используя сравнительно-исторический подход, исследуются развитие и трансформация метода М. Монтессори в России: от активного пропагандизма и принятия до полного отрицания. Описаны изменения в понимании метода Монтессори в России, его критическое осмысление ведущими русскими педагогами. Представлены результаты методологического изучения ключевых принципов и подходов педагогики Монтессори. Дана характеристика системы основных тенденций развития современных монтессори-образовательных учреждений за рубежом. Рассматривается актуальный опыт монтессори-пространства Нидерландов, Германии, США. Выделяется общий образовательный вектор современной монтессори-педагогики: от закрытой системы специальных школ к открытой системе образования, отвечающей нормам цивилизованного общества, с включением людей с особенностями в развитии. Приведены примеры комплексных образовательных монтессори-учреждений, уникальной системы подготовки и повышения квалификации монтессори-педагогов, монтессори-программ, решающих проблемы толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках системы мировых тенденций обозначается специфика возрождения монтессори-педагогики в современной России. В фокусе российского образования значимым становится функционирование человека, каждый ребенок важен. Следовательно, выделяется идея совместного обучения детей, обладающих различными уровнями развития, идея инклюзивного подхода. Трансформация метода Монтессори представлена как уход от специальной педагогики для умственно отсталых детей к полноценной инклюзии через создание подготовленной среды, совместное обучение и формирование особого мировоззрения педагога.
Ключевые слова: монтессори-педагогика, гуманистическая педагогика, саморазвитие, свободное воспитание, совместное обучение, инклюзия
Библиография:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.01.2021).
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) // Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz6nMHDh5Jj (дата обращения: 24.02.2021).
3. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М., 2005. 272 с.
4. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе. Избранные педагогические труды. М.: Карапуз, 2005. 200 с.
5. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 196–218.
6. Дорофеев А. Ф. Реализация идей педагогики М. Монтессори в дошкольных и школьных образовательных учреждениях ФРГ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белград, 2003. 23 с.
7. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (беседы о монтессори-педагогике). М., 1999. 64 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad (дата обращения: 24.02.2021).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.02.2021).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» // Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70464980/#ixzz6nMNGdMe8 (дата обращения: 24.02.2021).
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 124 — 131
Скачиваний: 559