Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 16.07.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ОТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Акулова Елена Геннадьевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-124-131

Информация об авторе:

Е. Г. Акулова, педагог-психолог, МАДОУ № 13 г. Томска (ул. Мюнниха, 15, Томск, Россия, 634059).

В рамках инклюзивного подхода освещаются ведущие нормативно-правовые документы РФ, целью которых является предоставление возможностей качественного образования каждому ребенку. Особенно отмечаются инновационные образовательные процессы, связанные с появлением детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников. Используя сравнительно-исторический подход, исследуются развитие и трансформация метода М. Монтессори в России: от активного пропагандизма и принятия до полного отрицания. Описаны изменения в понимании метода Монтессори в России, его критическое осмысление ведущими русскими педагогами. Представлены результаты методологического изучения ключевых принципов и подходов педагогики Монтессори. Дана характеристика системы основных тенденций развития современных монтессори-образовательных учреждений за рубежом. Рассматривается актуальный опыт монтессори-пространства Нидерландов, Германии, США. Выделяется общий образовательный вектор современной монтессори-педагогики: от закрытой системы специальных школ к открытой системе образования, отвечающей нормам цивилизованного общества, с включением людей с особенностями в развитии. Приведены примеры комплексных образовательных монтессори-учреждений, уникальной системы подготовки и повышения квалификации монтессори-педагогов, монтессори-программ, решающих проблемы толерантного отношения к людям с особенностями в развитии. В рамках системы мировых тенденций обозначается специфика возрождения монтессори-педагогики в современной России. В фокусе российского образования значимым становится функционирование человека, каждый ребенок важен. Следовательно, выделяется идея совместного обучения детей, обладающих различными уровнями развития, идея инклюзивного подхода. Трансформация метода Монтессори представлена как уход от специальной педагогики для умственно отсталых детей к полноценной инклюзии через создание подготовленной среды, совместное обучение и формирование особого мировоззрения педагога.

Ключевые слова: монтессори-педагогика, гуманистическая педагогика, саморазвитие, свободное воспитание, совместное обучение, инклюзия

Библиография:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.01.2021).

2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) // Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz6nMHDh5Jj (дата обращения: 24.02.2021).

3. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М., 2005. 272 с.

4. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе. Избранные педагогические труды. М.: Карапуз, 2005. 200 с.

5. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 196–218.

6. Дорофеев А. Ф. Реализация идей педагогики М. Монтессори в дошкольных и школьных образовательных учреждениях ФРГ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белград, 2003. 23 с.

7. Сумнительный К. Е. Как помочь ребенку построить себя? (беседы о монтессори-педагогике). М., 1999. 64 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad (дата обращения: 24.02.2021).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.02.2021).

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» // Система Гарант. URL: http://base.garant.ru/70464980/#ixzz6nMNGdMe8 (дата обращения: 24.02.2021).

akulova_e._g._124_131_1_41_2022.pdf ( 399.33 kB ) akulova_e._g._124_131_1_41_2022.zip ( 390.99 kB )

Выпуск: 1, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 124 — 131

Скачиваний: 1069

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ