СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ИНЖЕНЕРОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-1-181-191
Рассматривается современное состояние исследований психологических особенностей у представителей инженерных профессий. Выполнен обзор эмпирических исследований за последние 12 лет, посвященных изучению психологических характеристик профессионалов различных инженерных специальностей и студентов, обучающихся на соответствующих направлениях подготовки. Проведен анализ особенностей организации исследований, предмета исследований и применявшихся методов, на основании этого выделены четыре основных направления исследований: определение факторов, влияющих на параметры профессиональной деятельности; оценка степени выраженности отдельных личностных особенностей; определение особенностей формирования профессионально важных качеств инженера; анализ представлений студентов о требующихся инженерам личностных качествах. Указывается, что преобладают исследования, в которых используется метод экспертной оценки, при этом подробных характеристик оцениваемых качеств нет, а организация исследований не позволяет выявить специфические только для инженеров психологические особенности. Описаны когнитивные, индивидуально-типологические и личностные качества инженеров, выделявшиеся в исследованиях разных лет. Чаще всего к личностным качествам инженеров относят: волевые качества (сдержанность, самоконтроль, упорство и т. п.), качества, в которых проявляется отношение к труду: ответственность, педантичность, добросовестность и т. п. В исследованиях последних лет предметом оценивания становятся лидерские качества, уверенность в себе, смелость, решительность, самостоятельность, профессиональная мобильность, общая культура, духовные потребности, потребность в самообразовании и готовность к нему, стрессоустойчивость. Подчеркивается необходимость формирования социальных качеств личности инженера, развития волевых черт: процессов планирования, моделирования, контроля, оценки собственной активности. Сделан вывод о необходимости организации профессиографических и сравнительных исследований для выделения личностных особенностей современного инженера.
Ключевые слова: профессионально важные качества инженеров, когнитивные особенности инженеров, свойства личности инженеров, организация исследования, методы исследования
Библиография:
1. Кубрушко П. Ф., Зорин И. В. Высокие технологии и непрерывное образование // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 25–28.
2. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33.
3. Современное высшее образование: теория и практика / А. Ю. Нагорнова и др. Ульяновск: Зебра, 2020. 602 с.
4. Ермолаева М. В., Исаев Е. И., Лубовский Д. В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 2. C. 33–43.
5. Васильева Е. Н., Щербаков А. В. Гендерная специфика личностного компонента в структуре карьерного потенциала на начальном этапе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. C. 26–35.
6. Митина Л. М., Митин Г. В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. C. 90–100.
7. Балакшина Е. В. Профессиональная инженерная деятельность: проблема надежности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 114–121.
8. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
9. Direito I., Chance Sh., Malik M. The study of grit in engineering education research: a systematic literature review // European Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 46, is. 2. P. 161–185.
10. Шелепова Е. С. Психологические характеристики личности инженера-проектировщика как субъекта профессиональной деятельности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14, № S. С. 87–91.
11. Molen Ht., Schmidt H. G., Kruisman G. Personality characteristics of engineers // European Journal of Engineering Education. 2007. Vol. 32, № 5. P. 495–501.
12. Дружилов С. А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков. М.: Академия естествознания, 2010. 119 с.
13. Майборода Т. А. Когнитивные закономерности и механизмы личностно-профессионального развития инженера // Акмеология. 2009. № 4. С. 39–45.
14. Ефимова Н. С. Критерии личностной готовности будущих инженеров к безопасной профессиональной деятельности // Вестник МГППУ. Серия: Педагогика. 2014. № 4 (30). С. 34–41.
15. Подбуцкая Н. В. Анализ профессионально важных качеств будущих инженеров // Science and education a new dimension. Pedagogy and psychology. 2015. Vol. III (32), is. 63. Р. 81–84.
16. Хайруллина Э. Р., Масалимова А. Р., Богданова В. И. Экспертное исследование профессиональных компетенций и личностных качеств инженеров-технологов сотрудниками и преподавателями // Казанский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 109–115.
17. Кузюкова А. В., Цыгулева М. В. Профессиональная мобильность инженера нового поколения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 105–112.
18. Каплина С. Е. Представления современных студентов об образе инженера // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2019. Т. 7, № 3 (26). С. 524–537.
19. Коган Е. А. Успешный человек глазами будущих инженеров // Человеческий капитал. 2020. № 3 (135). С. 120–128.
20. Тучина О. Р., Бурлаченко Л. С. Профессиональная идентичность современного инженера: субъектный подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 402–405.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 181 — 191
Скачиваний: 685