РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДИФФУЗИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-83-91
Беспрецедентное теоретическое и практическое значение в последнее десятилетие приобрела проблема развития социальных инноваций, в том числе в сфере образования. Это обусловлено переходом к становлению современного общества, развитие которого основано на знаниях, и финансовым кризисом 2008 г. Социальные инновации изменяют сложившиеся социальные практики, преимущественно реализуются в форме проектов, содержание которых направлено на решение общественно значимых социальных проблем, нуждаются в управлении на всех стадиях жизненного цикла (от идеи до диффузии). В образовательных организациях для обеспечения диффузии социальных инноваций в сфере образования целесообразно задействовать наставничество. На основе анализа успешных кейсов диффузии социальных инноваций в сфере образования рассматривается наставничество как: а) подготовка педагогического коллектива к изменениям социальной практики; б) механизм восстановления контекста социальной инновации и ее воспроизводства; в) актив образовательной организации, работающий на рынках «без денег»; г) механизм воспроизводства педагогических кадров. Обоснована значимость трехкомпонентной системы наставничества в образовательной организации: наставничество для наставников, наставничество для педагогов и наставничество обучающихся. Материалы статьи могут стать основой для продолжения исследований диффузии социальных инноваций в сфере образования и трансформации сложившихся систем наставничества в образовательных организациях.
Ключевые слова: социальные инновации, диффузия социальных инноваций, образовательные организации, наставничество, профессиональное развитие, педагогический коллектив
Библиография:
1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М., 2010. 107 с. URL: https://mgimo.ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
2. Рот Э. Кому что достанется – и почему. Книга о рынках, которые работают без денег / перевод с англ. О. Медведь; научн. ред. О. Романенко. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2016. 256 с.
3. Rogers E. M. Diffusion of innovations. URL: https://teddykw2.files.wordpress.com/2012/07/everett-m-rogersdiffusion-of-innovations.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
4. Педагогика: учеб. для вузов / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
5. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. Кн. 1. 174 с.
6. Schröder A., Krüger D. Social Innovation as a Driver for New Educational Practices: Modernising, Repairing and Transforming the Education System. URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/11/4/1070 (дата обращения: 21.01.2021).
7. Шредер А., Шабунова А. А., Попов А. В., Соловьева Т. С., Головчин М. А. Социальные инновации как эффективный ответ на современные вызовы в сфере образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10, № 5. С. 21–36. doi: 10.15838/esc/2017.5.53.2
8. Концепция «Школа – центр социума» // Рыбаков Фонд: официальный сайт. URL: https://concept.rybakovfoundation.ru/ (дата обращения: 21.01.2021).
9. Потенциал концепции исследования и управления образовательными инновациями Г. Н. Прозументовой в решении задач развития образования / отв. ред. С. И. Поздеева. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 154 с.
10. Кучко Е. Е. Систематизация подходов к классификации инноваций // Социология. 2008. № 4. С. 61–70.
11. Усманов Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Социум, 2009. 518 с.
12. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 87–91.
13. Адольф В. А. Избранные труды. Красноярск, 2020. 215 с.
14. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 21.01.2021).
15. Яровых Ю. В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 13–17.
16. Организация наставничества в Школе совместной деятельности: практика и концептуализация. Кн. 8 / под ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. 266 с.
17. Поздеева С. И. Стратегии организации наставничества как сопровождение молодого педагога в школе // Современные образовательные технологии в начальной школе: материалы заочной Всероссийской научно-практ. конф. / под ред. Л. А. Никитиной. Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2017. С. 55–58.
18. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2005. 393с.
19. Концепция поддержки развития педагогического образования: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Страницы: 83 — 91
Скачиваний: 574