ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-2-156-165
Обсуждаются аспекты влияния показателей эмоциональных проявлений детско-родительских взаимоотношений и видов родительского воздействия в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Рассмотрены виды родительского отношения и особенности эмоциональных проявлений родителей при выстраивании детско-родительского взаимодействия. Приведен анализ взаимосвязей видов родительского отношения с показателями эмоциональной составляющей детско-родительских взаимоотношений, включающей когнитивный и поведенческий компоненты. Сделан вывод, что социально одобряемые проявления родительства усиливают состояния волнения и тревоги за детей, ведут к чрезмерному контролю и симбиотическим отношениям. Выявлен и рассмотрен комплекс характеристик, описывающий эмоциональные проявления родителей, способствующий преобразованию симбиотических отношений и авторитарного контроля детей старшего дошкольного возраста в гармоничные партнерские отношения, способствующие формированию самостоятельной личности.
Ключевые слова: детско-родительские взаимоотношения, эмоциональные проявления родителей, компоненты родительского отношения, старший дошкольный возраст
Библиография:
1. Дружинин В. Н. Психология семьи / 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
2. Рыбакова А. И. Теоретические аспекты детско-родительских отношений: понятие, типы, виды нарушений // Ученые записки Российского социального гос. ун-та. 2017. № 1. С. 14–21.
3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 319 с.
4. Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
5. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции. Семья и формирование личности. АПН ССР НИИ общ. Педагогика / под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 38–45.
6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
7. Земска М. Семья и личность / перевод с польского Л. В. Васильева. М.: Прогресс, 1986. 133 с.
8. Захарова Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2017. 46 с.
9. Захарова Е. И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 24–29.
10. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2007. 480 с.
11. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: Когито Центр, 2003. 230 с.
12. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
14. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
15. Епанчинцева Г. А, Козловская Т. Н., Потокина А. М. Специфика материнских установок женщин, имеющих детей в возрасте от 5 до 7 лет // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С. 94–99.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 156 — 165
Скачиваний: 542