К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-26-33
Проанализированы причины увлечения подростков и молодежи развлекательной шоу-продукцией и отторжения многими из них образцов серьезной классической музыки, формирующей истинный музыкальный вкус. Обосновано определение музыкального вкуса как способности слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, вкуса как одного из элементов триединой задачи занятий музыкой в школе – формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления. Рекомендовано слушать с подростками не только классическую музыку, но и более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, обсуждать их достоинства и недостатки, что позволит совершенствовать вкус и избегать противостояния учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров. Приведены количественные и качественные результаты изучения студентами музыкальных потребностей подростков как одного из показателей уровня сформированности музыкальных вкусов. Интерпретация результатов подтвердила зависимость уровня сформированности музыкального вкуса от систематических занятий музыкой, репертуара, на котором воспитывается музыкальный вкус детей, от уровня профессионализма педагога-музыканта.
Ключевые слова: музыка, вкус, формирование, искусство, подростки, композитор, жанр, классика, развлекательность, потребности
Библиография:
1. Шишлянникова Н. П. Музыкальное образование в современных условиях: традиции, проблемы, перспективы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 60–65. doi: 1023951/2307-6127-2020-2-60-65
2. Бодина Е. А. Музыкальное образование в новых социальных реалиях // Педагогика искусства. 2021. № 1. С. 17–22. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 03.02.2022).
3. Гузков В. Н., Субботина С. А. Искусство как способ развития эстетического вкуса // Кант. 2012. № 1 (14). С. 107–111.
4. Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание школьников. М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1994. 240 с.
5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания: Очерки / Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова и др.; науч. ред. Л. В. Горюнова. М., 1991. 253 с.
6. Абдуллин Е. Б., Крицкая Е. Д., Сергеева Г. П. и др. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1–8 классы / под научным руководством Д. Б. Кабалевского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2006. 205 с.
7. Моисеенко А. И. Формирование эстетических вкусов школьников как педагогическая проблема // Поволжский пед. вестник. 2017. Т. 5, № 3 (16). С. 66–71.
8. Гильманов С. А. Об эффективности изучения музыки в общеобразовательной школе // Музыкальное искусство и образование. 2014. № 1. С. 25–38.
9. Д. Б. Кабалевский и ИСМЕ (к столетию со дня рождения) / сост.: Э. Б. Абдуллин, Б. С. Диментман. М.: Репроцентр-М, 2004. 144 с.
10. Дашевский В. О вкусах не спорят. URL: https://science.ru-land.com/stati/o-vkusah-ne-sporyat-na-vkus-i-cvettovarishchey-net-tak-govoryat-obsuzhdaya-predpochteniya-v (дата обращения 10.02.2022).
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 26 — 33
Скачиваний: 529