МЕДИАЦИОННАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-3-101-112
Термин «медиация» введен в методическую литературу по обучению иностранным языкам в 2001 г. Несмотря на это, педагогам необходимо повысить свою квалификацию в отношении расширения представлений об этом понятии как в практическом, так и в теоретическом плане, поскольку в отечественной методике преподавания существует проблема нехватки исследований по медиации непосредственно в контексте обучения иностранному языку. Современное общество придает большое значение коммуникативным связям и отношениям. Обществу нужна личность, обладающая гибким мышлением, умением грамотно излагать свои мысли и легко взаимодействовать с окружающими. Формируя эти умения, учителя воспитывают всестороннюю личность, которая будет способна быть медиатором в общении с представителями другой культуры. Целью исследования является анализ результатов анкетирования учителей на предмет их представлений о необходимости формирования медиационных и межкультурных умений, определения уровня их сформированности и оценки. Для школьников были разработаны и реализованы тесты для определения изначального уровня межкультурных и медиационных умений и конечных результатов на основе предложенных рекомендаций к урокам. По итогам тестирования необходимо отметить, что при прохождении стартового тестирования у школьников преобладает низкий уровень сформированности медиационных и межкультурных умений, а с включением разработанных рекомендаций в урок этот уровень значительно повышается. Результаты исследования и авторские разработки показывают важность формирования медиационной и межкультурной компетенций и могут представлять интерес для учителей английского языка, работающих в средних классах.
Ключевые слова: медиация, медиационные умения, межкультурные умения, анкетирование, школьники средней ступени, педагоги иностранного языка
Библиография:
1. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 427 с.
2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 229 с.
3. Лапидус Б. А., Неусихина М. М., Шейдина И. Л. Практический курс английского языка для продвинутого этапа обучения. М.: Высшая школа, 1965. 366 с.
4. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 214 с.
5. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Cambridge, 2001. 278 p.
6. North B., Docherty C. Validating a set of CEFR illustrative descriptors for mediation // Cambridge English: research notes. 2016. № 63. P. 24–33.
7. Ланкина О. Ю. Медиация в системе оценивания устного высказывания в форме дискуссии // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2018. Вып. 2. С. 174–178.
8. Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift für Fremdsprachenforschung. 1990. № 1. S. 83.
9. Hřebačková M. Teaching intercultural communicative competence through virtual exchange // Training, Language and Culture. 2019. № 3 (4). P. 8–17.
10. Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching // Sprogforum. 2000. № 18 (6). P. 8–13.
11. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. 200 p.
12. Болюбаш Я. Я., Булах И., Мруга М. Г., Филончук И. Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Киев: Мастер-класс, 2007. 272 с.
13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психоло-педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 208 с.
14. CEFR Companion Volume with New Descriptors (Provisional Edition). Communicative language. Council of Europe, 2018. P. 170.
15. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 138 c.
16. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 7 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 146 c.
17. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 209 c.
18. Линева Е. А., Котова Е. Г., Савельева Е. Б., Леонтьева А. В. Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 189–202.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 101 — 112
Скачиваний: 474