ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-20-29
В статье актуализируется проблема происходящих изменений в ценностных ориентациях молодежи в современном информационном обществе, что ставит задачу изучения данного процесса. В тексте определяется понимание сущности категории «ценность», раскрываются философские, социологические и психолого-педагогические подходы к ее определению. Особое внимание уделяется описанию традиционных ценностей, которые приобретают особую значимость в ситуации непостоянства, неопределенности, характерной для современного общества и всего мирового пространства, поскольку именно традиционная культура во многом поддерживает стабильность и порядок как основу функционирования любого общества. В статье приводится типология традиционных ценностей и раскрываются подходы к их содержанию. Дается характеристика новационным социальным ценностям, появившимся в связи с процессами цифровизации, протекающими в обществе, к которым относятся информация, знания, интеллектуальный капитал, виртуальная реальность. Раскрываются особенности интерференции (взаимодействия) традиционных и инновационных ценностей. Анализируются возможности использования интернет-технологий в целях установления диалогического взаимодействия ценностей, в то же время обращается внимание на необходимость реальной коммуникации субъектов жизнедеятельности, направленной на осмысление происходящих трансформационных процессов в сфере ценностных ориентаций. Ставится задача необходимости поиска механизма диалогического сосуществования двух систем ценностей, адекватного выбора присвоения личностью инновационных ценностей с учетом сохранения актуальных традиций и духовности. Решение данной задачи связывается, с одной стороны, с осмыслением традиционных ценностей, а с другой стороны, с развитием у подрастающего поколения критического мышления, обеспечивающего способность анализировать поступающую ценностно значимую информацию, осознавать, давать ей адекватную оценку, выносить обоснованные решения, на основе чего формировать нравственно оправданное отношение к тем или иным ценностям, актуальным современному обществу и отвечающим принципам общечеловеческой морали, и на их базе выстраивать свое поведение.
Ключевые слова: ценности, традиции, традиционные ценности, инновационные ценности, информационное общество, информация, виртуальное пространство, интерференция ценностей, молодое поколение
Библиография:
1. Лотце Р. Г. Основания практической философии. СПб.: Типография М. И. Румша, 1882. 87 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 660 с.
3. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 2001. Кн. 2: Н–Я. 2015 с.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. 288 с.
5. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: ИФРАН, 2007. 300 с.
6. Николаев Р. М. Традиционные ценности как концептуальная основа культурной идентичности: автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 24 с.
7. Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян. М.: Прометей: МПГУ, 2004. 409 с.
8. Железняк А. О проекте закона «О традиционных ценностях». URL: http://www.proza.ru/2016/05/22/1183 (дата обращения: 27.12.2021).
9. Тупичкина Е. А. Информационные основы дидактики. Армавир: ИЦ АГПУ, 2004. 210 с.
10. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 55–66.
11. Дежнев В. Н., Новикова О. В. Традиционные ценности: к определению понятия // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 4 (28). С. 71–74.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 20 — 29
Скачиваний: 546