ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-57-66
В данной статье рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентностная задача», внимание к которым обусловлено появлением новой образовательной парадигмы. Анализ педагогических источников выявил отсутствие полноценного компетентностно ориентированного учебно-методического обеспечения учебного предмета «Литература», что свидетельствует об актуальности разработок в данной области. Рассматривая основные характеристики компетентностной задачи, автор предлагает примерный вариант такого задания на материале рождественского рассказа О. Генри «Дары волхвов».
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентностная задача, рождественская проза, О. Генри
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 20.11.2021).
2. Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1–13.
3. Королькова С. А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник ВолГУ. 2008–2009. Вып. 11. С. 29–33.
4. Дубова М. В., Маслова С. В. Целевой и содержательный аспект понятия «компетентностная задача» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-isoderzhatelnyy-aspekt-ponyatiya-kompetentnostnaya-zadacha/viewer (дата обращения: 21.11.2021).
5. Сергеева Т. Ф. Математика на каждый день. 6–8 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020. 112 с.
6. Криволапова Н. А., Шаврина О. Г., Важенина Н. Г. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку: сборник для образовательных учреждений. Курган, 2015. 120 с.
7. Компетентностные задания по русскому языку. 5–11 классы. Методический конструктор: учеб. пособие / авт.-сост. Т. И. Павлова, Т. В. Белоусова. Ростов н/Д: Легион, 2012. 73 с.
8. Голиченко Т. И. Компетентностно-ориентированные задания по обществознанию: методическое пособие. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2016. 30 с.
9. Компетентностно-ориентированные задания для сельской школы: учебно-методическое пособие для учителей физики и химии, студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование профилей „Физика. Информатика“, „Физика“, „Химия“» / О. В. Коршунова, М. Х. Зинатова, А. Ф. Кандакова, А. А. Корепанова, С. Н. Храмцова, Т. С. Шеромова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. 66 с.
10. Данюшенков В. С., Коршунова О. В. Разноуровневые задачи по физике: 7–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2012. 151 с.
11. Компетентностно-ориентированные задания в школе: сборник заданий / сост. Н. Н. Стоянкина, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, В. В. Шишина. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 52 с.
12. Пашкевич А. В. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград: Учитель, 2014. 207 с.
13. Пашкевич А. В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы. М.: Научная мысль: ИЦ РИОР: Инфра-М, 2013. 166 с.
14. Пашкевич А. В. Оценка метапредметных результатов: основы проектирования компетентностно-ориентированных заданий (в рамках методического обеспечения реализации проекта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и школ с низкими образовательными результатами): методические рекомендации: в 2 ч. Ч. I / авт.-сост. А. В. Пашкевич. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 61 с.
15. Пашкевич А. В. Оценка метапредметных результатов: основы проектирования компетентностно-ориентированных тестовых заданий (в рамках методического обеспечения реализации проекта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и школ с низкими образовательными результатами): методические рекомендации: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. А. В. Пашкевич. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 66 с.
16. Сарафанова Л. Г. Компетентностно ориентированные задания по литературе. Чусовой, 2015. URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/kompietientnostno_oriientirovannyie_zadaniia_po_litieraturie (дата обращения: 25.11.2021).
17. Кананыхина А. А. Компетентностно-ориентированные задания по литературе. Затобольск, 2014. URL: https://tak-to-ent.net/load/494-1-0-20752 (дата обращения: 25.11.2021).
18. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы на уроках литературы в 5–11 классах: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-izuchenieproizvedeniy-svyatochnoy-prozy-s-uchetom-ih-zhanrovoy-spetsifiki-na-urokah-literatury-v-5-11-klassah (дата обращения: 20.11.2021).
19. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Литература» (для 5–9 классов образовательных организаций) от 27.09.2021. М., 2021. 105 с. URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Literatura_proekt_.htm (дата обращения: 26.11.2021).
20. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 7-е изд. М.: Просвещение, 2021. 303 с.
21. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 6-е изд. M.: Просвещение, 2021. 160 с.
22. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: 5–9 классы: рабочая программа / под ред. Б. А. Ланина. М.: Просвещение, 2021. 140 с.
23. Архангельский А. Н. Литература: 5–9 классы: рабочая программа к учебнику А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой / под ред. А. Н. Архангельского. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2021. 124 с.
24. Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 240 с.
25. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
26. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 319 с.
27. Фасоля А. Н. Компетентностно ориентированные задачи. Проблемы терминологии, типологии и создания. Основа. 2015. № 11 (47). С. 6–9. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_47_13154.pdf
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 57 — 66
Скачиваний: 421