ПЕРЕЖИВАНИЕ ВИТАЛЬНОЙ УГРОЗЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ СТУДЕНТОВ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-169-179
В условиях продолжающейся угрозы коронавируса актуально изучение личностных моделей, во многом определяющих способность предсказывать поведение, ориентированное на сохранение здоровья, а также риск возникновения беспокойства, тревоги, переживания опасности. В статье переживание витальной угрозы анализируется как переживание опасности в отношении ментального Я, тела, мира, окружающих людей, значимого как индивидуальной ценности. Исследование направлено на изучение переживания витальной угрозы в условиях пандемии COVID-19 и его связи с личностными свойствами студентов. В эмпирическом исследовании использовались шкала переживания «Опасность – безопасность», 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, выборка – студенты медицинского колледжа Удмуртской Республики (119 человек). Применялись методы математической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ, использовалась программа SPSS 11.5 for Windows. Выявлено, что переживания угрозы в условиях пандемии COVID-19 в отношении Я и не-Я дифференцированы, а именно: у студентов более выражено переживание небезопасности в отношении мира и окружающих людей. Составляющие переживания угрозы, диагностированные по шкале «Опасность – безопасность», структурно связаны с коммуникативными, регулятивными, эмоциональными и интеллектуальными свойствами личности. Наибольшее количество связей переживания опасности – безопасности установлено с коммуникативными свойствами личности. У студентов выявлена высокая вовлеченность личностных свойств в переживание опасности – безопасности в отношении ментального Я и в отношении тела. Полученные результаты могут быть востребованы руководителями и преподавателями медицинских колледжей, кураторами студенческих групп. Они могут быть использованы практическими психологами, работающими со студентами медицинских колледжей в аспекте профилактики негативных переживаний и стрессов в условиях пандемии COVID-19, в психологическом просвещении и консультировании.
Ключевые слова: угроза, опасность – безопасность, личностные свойства, переживание, пандемия
Библиография:
1. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М.: Институт психологии РАН, 2017. 263 с.
2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. 479 с.
3. Сидоров П. И. От ментальной экологии к ментальной медицине // Экология человека. 2013, № 1. С. 33–38.
4. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 415 с.
5. Вещикова М. И., Зверева Н. В. Изменения восприятия опасности на разных этапах введения карантина в связи с эпидемией COVID-19 на женской выборке // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14. Психология. 2021. № 3. С. 23–38. DOI: 10.11621/vsp.2021.03.02
6. Кузнецова А. С., Гущин М. В., Титова М. А. Трудовой стресс и проактивные копинг-стратегии среднего медицинского персонала на начальном этапе пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14: Психология. 2021. № 2. С. 199–236.
7. Литвинова А. В., Котенева А. В., Кокурин А. В., Иванов В. С. Проблемы психологической безопасности в экстремальных условиях жизнедеятельности // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 1. С. 8–16. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100101
8. Рассказова Е. И., Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 2. С. 62–82. DOI: 10.11621/rpo.2021.05
9. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность: конструкт, диагностические методики, перспективы исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 193–202.
10. Лэйнг Р. Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый Кролик, 1995. 352 с.
11. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / А. А. Волочков, Н. В. Коптева, А. Ю. Попов и др. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. 200 с.
12. Коптева Н.В. Особенности онтологической уверенности и отчуждения, соответствующие неврозу и норме // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 69–80.
13. Карпова Э. Б., Николаева Е. А. Негативные психоэмоциональные последствия пандемии COVID-19 в группе риска // Национальный психологический журнал. 2020. № 3 (39). С. 66–74. DOI: 10.11621/npj.2020.0308
14. Козлова Л. В., Костригин А. А. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 4. С. 33–48.
15. Куваева И.О., Стрельникова А.М. Особенности совладания со специфической трудной ситуацией: пандемия COVID-19 // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 2. С. 84–91. DOI: 10.15826/izv1.2021.27.2.032
16. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. М.: Институт психологии РАН, 2009. 304 с.
17. Тузова О. Н., Степанова Д. Н. Субъективная оценка россиянами личной психологической и правовой безопасности в условиях пандемии // Психология и право. 2021. Т. 11, № 1. С. 210–222. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110116
18. Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2 (108). С. 70–89. DOI: 10.17759/cpp.2020280204. EDN QFCOCN
19. Bao Y., Sun Y., Meng S., Shi J., Lu L. 2019-n CoVepidemic: address mental health care to empower society // Lancet. 2020. Feb 22. № 395 (10224). Р. e37–e38. DOI: 10.1016/s0140-6736(20)30309-3
20. Cheng S. K., Wong C. W., Tsang L., Wong K. C. Psychological distress and negative appraisals in survivors of severe acute respiratory syndrome (SARS) // Psychological Medicine. 2004. № 34 (7). Р. 1187–1195. DOI: https://doi.org/10.1017/S0033291704002272
21. Frost R., Steketee G., Cognitive approaches to obsessions and compulsions: Theory, assessment, and treatment. Oxford: Elsevier, 2002. 516 р.
22. Moritz S., Pohl R. Biased Processing of Threat-Related Information Rather Than Knowledge Deficits Contributes to Overestimation of Threat in Obsessive Compulsive Disorder // Behavior Modification. 2009. № 33 (6). Р. 763–777. DOI: 10.1177/0145445509344217
23. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 169 — 179
Скачиваний: 556