МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-28-38
Одной из приоритетных задач, стоящих перед системой отечественного образования на современном этапе развития, является вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Ключевая роль в решении обозначенной задачи принадлежит педагогическим кадрам. Современные образовательные реалии таковы, что учитель, в том числе и учитель математики, должен быть готов к постоянному самосовершенствованию, самообразованию в области профессиональной деятельности. Изменения в содержательном, технологическом, оценочном компонентах образовательного процесса требуют от учителя обновления и актуализации методики обучения предмету, что может вызывать определенные затруднения. Цель исследования состоит в определении перечня методических затруднений учителей математики и причин их возникновения на основе диагностики методических компетенций. В процессе исследования выделен ряд методических компетенций учителя математики – слагаемых его профессиональной компетентности: способность проектировать результаты обучения математике в соответствии с действующими образовательными стандартами, разрабатывать содержание обучения математике, ориентированное на достижение образовательных результатов различными категориями обучающихся, осуществлять проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения математике в соответствии с современными требованиями и на основе вариативных форм ее организации, объективно оценивать образовательные результаты математической подготовки обучающихся. Проведена диагностика уровня сформированности этих компетенций посредством диагностической работы, самооценки и экспертной оценки деятельности учителя. Выявлен ряд методических затруднений, которые учителя испытывают при реализации процесса обучения математике в современных условиях. Установлены возможные причины выявленных затруднений и обозначены некоторые рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: методические компетенции, учителя математики, профессиональные затруднения учителя, математическая подготовка обучающихся
Библиография:
1. Mortensen C. J., Nicholson A. M. The flipped classroom stimulates greater learning and is a modern 21st century approach to teaching today’s undergraduates // Journal of Animal Science. 2015. Vol. 93, Is. 7. Р. 3722–3731. doi: 10.2527/jas.2015-9087
2. O’Connor A., Seery N., Canty D. The experiential domain: Developing a model for enhancing practice in D&T education // International Journal of Technology and Design Education. 2018. № 28 (1). Р. 85–99. doi: 10.1007/s10798-016-9378-8
3. Yoon S., Park M. Y., McMillan M. An illuminative evaluation: Student experience of flipped learning using online contents // Journal of Problem-Based Learning. 2017. № 4 (1). Р. 47–54. doi: 10.24313/jpbl.2017.4.1.47.0
4. Niemi H. Teacher professional development in Finland: Towards a more holistic approach // Psychology, Society and Education. 2015. № 7 (3). Р. 278–294.
5. Li Q., Zhu X., Lo L. N. K. Teacher education and teaching in China // Teachers and Teaching. 2019. № 25:7. Р. 753–756. doi: 10.1080/13540602.2019.1693429
6. Tumasheva O. V., Shashkina M. B., Shkerina L. V., Valkova Yu. E. Elective courses for training the mathematics teachers to realise STEM approach // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Р. 12225. doi: 10.1088/1742-6596/1691/1/012225
7. Виноградова А. П. Профессиональные затруднения учителей и пути их преодоления // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 85–92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30274134 (дата обращения: 10.06.2022).
8. Марголис А. А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 1. С. 1–30. doi: 10.17759/pse.2019240101
9. Тумашева О. В., Кириллова Н. А., Михалкина Е. А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 42–60. doi: 10.17853/1994-5639-2019-5-43-61
10. Delgado-Rebolledo R., Zakaryan D. Relationships Between the Knowledge of Practices in Mathematics and the Pedagogical Content Knowledge of a Mathematics Lecturer // Int J of Sci and Math Educ. 2020. № 18. Р. 567–587. doi: 10.1007/s10763-019-09977-0
11. Want A. C., Schellings G. L. M., Mommers J. Experienced teachers dealing with issues in education: a career perspective // Teachers and Teaching. 2018. № 24 (7). Р. 802–824. doi: 10.1080/13540602.2018.1481024
12. Коршунова О. В., Селиванова О. Г. Сравнительный анализ дидактических затруднений российских и зарубежных педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 468–486. doi: 10.32744/pse.2020.4.33
13. Петунин О. В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 10.06.2022).
14. Тумашева О. В., Шашкина М. Б., Аешина Е. А. Профессиональные дефициты учителей математики: анализ результатов регионального исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 264–268. doi: 10.26140/anip-2021-1001-0069
15. Earnest D., Julie M., Amador J. M. Lesson planimation: prospective elementary teachers’ interactions with mathematics curricula // Journal of Mathematics Teacher Education. 2019. Vol. 22. Р. 37–68. URL: https://doi.org/10.1007/s10857-017-9374-2 (дата обращения: 10.06.2022).
16. Алексеев С. В., Боголепов С. А. Проблемы современного понимания методической компетентности учителя // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 2 (34). С. 73–86. doi: 10.15393/j5.art.2021.6929
17. Жданко Т. А., Гершпигель С. В., Гуринович А. В., Михайлова М. М. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30576 (дата обращения: 10.06.2022).
18. Насырова Э. Ф., Данилов А. А. Информационно-методическая компетенция педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 94–97. doi: 10.26140/anip-2019-0801-0022
19. Геворкян Е. Н., Иоффе А. Н., Шалашова М. М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста // Педагогика. 2020. № 1. С. 74–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43037321 (дата обращения: 10.06.2022).
20. Sá M. J., Serpa S. Transversal Competences: Their Importance and Learning Processes by Higher Education Students // Education Sciences. 2018. № 8 (3). Р. 126. doi: 10.3390/educsci8030126
21. Schlesinger L., Jentsch A. Theoretical and methodological challenges in measuring instructional quality in mathematics education using classroom observations // ZDM Mathematics Education. 2016. № 48. Р. 29–40. doi: 10.1007/s11858-016-0765-0
22. Алтыникова Н. В., Дорофеев А. В., Музаев А. А., Сагитов С. Т. Управление качеством педагогического образования на основе диагностики профессиональных дефицитов учителя: теоретико-методический аспект // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 65–81. doi: 10.17759/pse.2022270106
23. Алтыникова Н. В., Музаев А. А. Оценка предметно-методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. 24 (1). С. 31–41. doi: 10.17759/pse.2019240102
24. Ветров Ю. П., Чернова Л. В., Дорофеева О. А., Егизарьянц М. Н., Герлах И. В. Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 235–255. doi: 10.32744/pse.2022.2.14
25. Каменев Р. В. Профессиональные дефициты учителя технологии, анализ предметных и методических компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 54–62. doi: 10.17513/spno.29854
26. Слинкин С. В., Садыкова Э. Ф., Клюсова В. В. О результатах диагностики предметных и методических компетенций учителей химии // История и педагогика естествознания. 2019. № 2. С. 18–21. doi: 10.24411/2226-2296-2019-10202
27. Шайденко Н. А. Характеристика типичных дидактических затруднений молодых учителей // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 51 (3). С. 12–14. URL: https://national-science.ru/wp-content/uploads/2020/02/12-14-Shajdenko-N.A.-HARAKTERISTIKA-TIPIChNYH-DIDAKTIChESKIHZATRUDNENIJ-MOLODYH-UChITELEJ.pdf (дата обращения 10.06.2022).
28. Шкерина Л. В. Профессиональные дефициты учителя математики и их причины // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2021. № 2 (56). С. 82–92. doi: 10.25146/1995-0861-2021-56-2-274
29. Carpenter J. P., Rosenberg J. P., Dousay T. A., Romero-Hall E., Trust T., Kessler A., Phillips M., Morrison S. A., Fischer C., Krutka D. G. What should teacher educators know about technology? // Perspectives and selfassessments, Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 95. Р. 103–124. doi: 10.1016/j.tate.2020.103124
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 28 — 38
Скачиваний: 722