СОВРЕМЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-149-158
Для осуществления психолого-педагогической поддержки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста были проанализированы запросы родителей в Центр консультативной помощи, которые затрагивали вопросы воспитания и развития ребенка без явных отклонений в развитии. В качестве эмпирического метода использовался контент-анализ обращений. Были выделены две условные группы запросов. В первую группу вошли обращения, где родители хотели получить совет о том, как правильно воспитывать (развивать) ребенка. Во вторую группу вошли обращения, где родители хотели «исправить» сложившиеся неприемлемые формы поведения, общения, деятельности ребенка. Результаты позволили выявить наиболее востребованные запросы, проанализировать трудности родителей в воспитании, соотнести эти трудности с возрастными периодами и особенностями развития детей. Было выявлено, что основная доля обращений обусловлена следующим: а) родители не имеют представлений о возрастных особенностях детей; б) родители используют неадекватные приемы воспитания, которые приводят к негативным последствиям. Анкетирование родителей позволило установить их желание повысить компетентность в вопросах семейного воспитания, определить предпочтительные формы консультирования, выявить дефицит представлений о возможностях и функциях центров психологического консультирования. Полученные сведения позволили сформировать рекомендательные меры по совершенствованию родительских компетенций посредством организации психолого-педагогического просвещения.
Ключевые слова: психологическое консультирование, родители, дети раннего и дошкольного возраста, родительская компетентность, трудности в воспитании детей, формы консультирования, психолого-педагогическое просвещение
Библиография:
1. Грибанова Д. Я., Минина А. А. Компоненты родительской компетентности по отношению к детям раннего и дошкольного возрастов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 52–57. URL: https://www.vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/146/124 (дата обращения: 23.10.2022).
2. Grk M., Čokorilo R. Pedagogical competence and pedagogical education of parents // Practice and Theory in Systems of Education. 2012. Vol. 7, № 3. P. 319–332.
3. Коваленко Т. В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2015. № 4 (48). С. 102–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniyaobrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
4. Вербианова О. М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка. Красноярск, 2016. С. 16–24. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26052818_14487588.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
5. Колесов В. И. Роль семьи и семейного воспитания в современном социуме // Инновационные научные исследования. 2022. № 3-1(17). C. 103–109. URL: https://zenodo.org/record/6613188#.Yr64jqhBzIU (дата обращения: 18.06.2022).
6. Лущенко Э. М. Проблемы и противоречия института родительства в российском обществе // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3. С. 174–176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-instituta-roditelstva-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
7. Гумерова Р. Р. Педагогическое просвещение родителей посредством нетрадиционных форм работы ДОУ с семьей // Novaum.ru. 2020. № 23. С. 92–96. URL: http://novaum.ru/public/p1668 (дата обращения: 18.06.2022).
8. Ларина И. П. Основные направления психолого-педагогического просвещения родителей по профилактике нарушений развития детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Ялта: РИО ГПА, 2020. Вып. 66, ч. 4. С. 151–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologopedagogicheskoe-prosveschenie-roditeley-po-profilaktike-narusheniy-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta/viewer (дата обращения: 18.06.2022).
9. Капнина Г. И. Трансформации в восприятии функций семьи в постиндустриальном обществе // Перспективы науки и образования. 2016. 2 (20). С. 34–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsii-vvospriyatii-funktsiy-semi-v-postindustrialnom-obschestve (дата обращения: 18.06.2022).
10. Казьмин А. М., Словохотова О. В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 2. С. 159–184. URL: https://psyjournals.ru/files/107553/Kazmin_et_al.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
11. Колмогорова Л. С. Формирование основ психологической культуры супругов в процессе подготовки к замещающему родительству // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (28). С. 131–139. URL: http://sciforedu.ru/system/files/articles/pdf/20kolmogorova6-15.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
12. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Технология развития базовых компетенций педагогов и родителей дошкольников // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 154–185. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41367678_79556863.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 149 — 158
Скачиваний: 536