Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2022 Год Выпуск №6 РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ОПРОСНИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маралов Владимир Георгиевич, Кудака Марина Александровна, Смирнова Ольга Валериевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-168-180

Информация об авторе:

Маралов В. Г., доктор психологических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (пр-т Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600). E-mail: vgmaralov@yandex.ru Кудака М. А., кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (пр-т Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600). E-mail: makudaka@chsu.ru Смирнова О. В., кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (пр-т Луначарского, 5, Череповец, Россия, 162600). E-mail: ovsmirnova@chsu.ru

Рассматривается разработка и апробация русскоязычной версии опросника «Психологический капитал» («ПсиКап») для использования в сфере высшего образования. Он разработан на основе опросника Ф. Лютанса, К. Йозеф и Б. Аволио, первоначально созданного для нужд организационной психологии, а затем модифицированного для образования Б. Лютансом, К. Лютансом и С. Йенсеном. Психологический капитал включает в себя четыре параметра: самоэффективность – уверенность в успешном достижении целей, решении поставленных задач; надежду – способность к перенаправлению путей для достижения целей; оптимизм – позитивное отношение к успеху; устойчивость – умение противостоять трудностям. Опросники «PsyCap» в различных модификациях («PsyCap-24», «PsyCap-12») широко используются в современной психологии. В отечественной психологии не было обнаружено их перевода и адаптации для нужд высшего образования, что и определило актуальность и цель настоящего исследования. В обследовании приняло участие 130 студентов – будущих психологов Череповецкого государственного университета. Опросник прошел процедуры, связанные с определением надежности и валидности. Проверка опросника на надежность осуществлялась методом расщепления теста на две части. Внутренняя согласованность каждой шкалы опросника, а также обобщенного показателя со всеми шкалами проверялась с помощью коэффициента альфа Кронбаха. Эмпирическая валидность проверялась посредством сопоставления шкал опросника с результатами, полученными с помощью других известных в психологии тестов. В итоге были получены удовлетворительные результаты, которые позволили сделать вывод о возможности его применения в сфере высшего образования для диагностики психологического капитала студентов.

Ключевые слова: психологический капитал, уверенность, самоэффективность, надежда, оптимизм, устойчивость

Библиография:

1. Bożek A. Positive psychological capital concept: A critical analysis in the context of participatory management // Management and Business Administration. Central Europe. 2015. № 3. Р. 19–31. doi: 10.7206/mba.ce.2084-3356.148

2. Luthans F., Youssef C. M., Avolio B .J. Psychological capital: Developing the Human Competitive Edge. Oxford: Oxford University Press, 2007. Vol. 198. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195187526.001.0001

3. Bandura A. Social Cognitive Theory of Self-Regulation // Organizational Behavior and Human Decision Processes 1991. Vol. 50 (2). Р. 248–287. http://dx.doi.org/10.1016/0749-5978(91)90022-L

4. Snyder C. R. Conceptualizing, Measuring and Nurturing Hope // Journal of Counseling and Development. 1995. Vol. 73 (3). Р. 355–360. https://doi.org/10.1002/j.1556-6676.1995.tb01764.x

5. Seligman M. E. P. Learned optimism. New York: Pocket Books, 1998. 319 p.

6. Carver C. S., Scheier M. S. Optimism // Handbook of Positive Psychology. Oxford: Oxford University Press, 2002. Р. 231–243.

7. Masten A. S., Cutuli J. J., Herbers J. E., Reed M. G. J. Resilience in Development. In: The Oxford Handbook of Positive Psychology. 2 Ed. Oxford University Press, 2012. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195187243.013.0012

8. Sridevi G., Srinivasan P. T. Psychological capital: a review of evolving literature // Colombo Business Journal. 2012. Vol. 03, № 1. Р. 25–39. URL: http://220.247.247.85:8081/handle/123456789/7694

9. Luthans B. C., Luthans K. W., Jensen S. The impact of business school students’ psychological capital on academic performance // Journal of Education for Business 2012. Vol. 87 (5). Р. 253–259. https://doi.org/10.1080/08832323.2011.609844

10. Burhanuddin N. A. N., Ahmad N. A., Said R. R., Asimiran S. A systematic review of the psychological capital (PsyCap) research development: Implementation and gaps // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2019. Vol. 8 (3). Р. 133–150. doi: 10.6007/IJARPED/v8-i3/6302

11. Luthans K. W., Luthans B. C., Palmer N. F. A positive approach to management education: The relationship between academic PsyCap and student engagement // Journal of Management Development. 2016. Vol. 35 (9). Р. 1098–1118. https://doi.org/10.1108/JMD-06-2015-0091

12. Luthans K. W., Luthans B. C., Chaffin T. D. Refining Grit in Academic Performance: The Mediational Role of Psychological Capital // Journal of Management Education. 2019. Vol. 43 (1). Р. 35–61. doi: 10.1177/1052562918804282

13. Kamei H., Ferreira M. C., Valentini F., Peres M. F. P., Kamei P. T., Damásio B. F. Psychological capital questionnaireshort version (PCQ-12): Evidence of validity of the Brazilian version // Psico USF. 2018. Vol. 23. Р. 203–214. https://doi.org/10.1590/1413-82712018230202

14. Martínez I. M., Meneghel I., Carmona-Halty M., Youssef-Morgan C. M. Adaptation and validation to Spanish of the Psychological Capital Questionnaire–12 (PCQ–12) in academic contexts // Current Psychology. 2021. Vol. 40 (7). Р. 3409–3416. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00276-z

15. Дорфман Л. Я., Мишкевич А. М., Калугин А. Ю. Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 2. C. 70–78. doi: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100207

16. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Психологический капитал организации в контексте ресурсного и социально-психологического подходов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 4. C. 59–70. doi: 10.17759/sps.2020110405

17. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психол. журнал. 2016. Т. 62. С. 18–37. doi: 10.17223/17267080/62/3

18. Маничев С. А., Погребицкая В. Е. Опросник «Психологический капитал» А. Беккера: адаптация на русско-язычной выборке // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. 2018. С. 489–500.

19. Sapyaprapa S., Tuicomepee A., Watakakosol R. Validation of psychological capital questionnaire in Thai employees // Proceedings of the Asian Conference on Psychology and the Behavioral Sciences. Tokio, Japón, 2013. Р. 3394–3399.

20. Бояринцева А. В. Тест на самоэффективность // Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж, 2018. С. 217–219.

21. Рудина Л. М. Тест на оптимизм, метод определения атрибутивных стилей. М.: Наука, 2002. 24 с.

22. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36–64.

23. Алфимова М. В., Голимбет В. Е. Русскоязычная версия краткой шкалы жизнестойкости // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. № 4. С. 10–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoyazychnayaversiya-kratkoy-shkaly-zhiznestoykosti (дата обращения: 25.05.2022).

maralov_v._g._168_180_6_46_2022.pdf ( 474.42 kB ) maralov_v._g._168_180_6_46_2022.zip ( 461.56 kB )

Выпуск: 6, 2022

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 168 — 180

Скачиваний: 1005

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ