МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТ ПРОТИВОРЕЧИЙ К АКТУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/2307-6127-2022-6-206-214
Дается определение сущности значимых методологических характеристик научно-педагогического исследования (противоречие – проблема – тема) через обоснование их структурно-смысловой целостности с позиции современной педагогической науки. Проанализированы и обобщены ключевые требования к формулированию противоречий, проблемы и темы диссертационного исследования, которые в современной образовательной ситуации надо переосмысливать, в том числе с учетом изменений научно-педагогической повестки. Рассмотрены методологические основания некоторых кандидатских/докторских диссертаций, защищенных за последние пять лет в Диссертационном совете Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Приводятся примеры корректно сформулированых тем, противоречий и проблем исследования по педагогическим наукам с учетом опыта деятельности Диссертационного совета при ТГПУ. Выделены актуальные направления педагогических исследований в сфере наук об образовании.
Ключевые слова: методологические характеристики, научное обоснование, актуальная тематика диссертационных исследований
Библиография:
1. Хорошая аспирантура – условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука. 2021. № 9. С. 41–43.
2. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 400 с.
3. Писарева С. А. Методология оценки качества диссертационных исследований по педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 42 с.
4. Резник С. Д., Сазыкина О. А. О качестве защиты и экспертизы диссертационных работ // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2014/11/8508 (дата обращения: 02.09.2022).
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 208 с.
6. Штерн О. В. Организация образовательной коммуникации обучающихся начальной школы с разными образовательными потребностями (на примере обучения иностранному языку): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 178 с.
7. Горбатова О. Н. Развитие гуманитарного мышления школьников в условиях регионализации образования: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 293 с.
8. Бельская Е. Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.
9. Елисеева А. А. Реализация образовательного потенциала сетевого взаимодействия «школа – вуз» на региональном уровне: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2019. 263 с.
10. Крамер Е. А. Воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018. 168 с.
11. Кружилина Т. В., Орехова Т. Ф. К вопросу о формулировании противоречий и гипотезы в научных педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 138–143.
12. Цепилова А. В. Интеграция профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенций будущих инженеров в вузе: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2020. 161 с.
13. Сергеева А. И. Инклюзивно ориентированная подготовка педагогов-дефектологов в вузе на уровне бакалавриата: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2019. 171 с.
14. Новиков А. М. Как работать над диссертацией. Пособие для начинающего педагога-исследователя. 4-е изд. М.: Эгвес, 2003. 104 с.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 206 — 214
Скачиваний: 517