Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников с задержкой психического развития
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-134-146
Исследуется проблема развития интеллектуальных способностей у детей, имеющих трудности в учебной деятельности и недостаточность условий для реализации ими своих потенциальных способностей. Отмечается, что за последние годы наблюдается высокий темп роста количества детей с задержкой психического развития. Сочетание различных факторов биопсихосоциальной природы вызывает дизонтогенез различной тяжести и форм проявления, что существенно затрудняет диагностику и квалификацию наличия/отсутствия патогенеза и, собственно, само определение понятия «задержка психического развития». Уточняется определение понятия «задержка психического развития», в рамках которого осуществляется экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей обучающихся в специально организованных условиях дополнительного образования по авторской программе «Интеллектуальный драйв». Обращается внимание на методологию программы дополнительного образования, в основе которой лежит психолого-дидактический подход к обучению. Характерной особенностью принципов психолого-дидактического подхода к обучению является их научно обоснованное сочетание дидактических и психологических закономерностей в единый системный инструмент, предназначенный для оптимизации продуктивности мыслительной деятельности обучающихся как ключевой задачи образования. Приведены результаты дополнительного образования детей с задержкой психического развития по программе «Интеллектуальный драйв». Выявлена позитивная динамика в развитии интеллектуальных способностей обучающихся с задержкой психического развития.
Ключевые слова: интеллект, задержка психического развития, когнитивные способности, учебная деятельность, младший школьник, программа «Интеллектуальный драйв»
Библиография:
1. Лубовский В. И., Розанова Т, В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. С. 464.
2. Статистика инклюзивного и специального образования // Среднее образование в России. Вып. 3. URL: http://federalbook.ru (дата обращения: 11.11.2022).
3. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11–16.
4. Чупров Л. Ф. Певзнер Мария Семёновна – штрихи к биографии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. С. 1–20.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.
6. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Дети с нарушениями развития. М.,1995.
7. Власова Т. А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) // Дети с нарушениями развития. М., 1995.
8. Лебединская К. С. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
9. Лебединская К. С. Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза: дис. … канд. мед. наук. М., 1964.
10. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Когнитивные технологии в образовании // Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 3 (03). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-tehnologii-v-obrazovanii-1 (дата обращения: 24.05.2022).
11. Ахметова Л. В. Психолого-дидактический подход в системе школьного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 8 (86). С. 121–125.
12. Ахметова Л. В. Психолого-дидактический подход в системе начального образования // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: международная научно-практ. конф.: в 2 т. / науч. ред. С. М. Малиновская. 2004. С. 190–194.
13. Панов В. И. Некоторые подходы к методологии развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 3–4. С. 38–46.
14. Ахметова Л. В., Казакова А. А. Актуальность внедрения программ дополнительного образования на примере реализации проекта «Интеллектуальный драйв» // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием (Томск, 18–30 июня 2020 г.) / отв. ред. Л. В. Ахметова. 2020. С. 76–84.
15. Ахметова Л. В., Казакова А. А. Дополнительное образование по программе «Интеллектуальный драйв» в дистанционном режиме: реализация, проблемы и перспективы // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием / отв. ред. Л. В. Ахметова. 2020. С. 85–91.
16. Ахметова Л. В., Микушина О. А. Актуализация когнитивного потенциала слабовидящих учащихся в условиях психолого-дидактического подхода к обучению // IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: материалы конф.: в 6 т. 2005. С. 28–34.
17. Ахметова Л. В., Клишин А. П. Перспективы психолого-дидактического подхода к развитию когнитивной сферы личности младших школьников // VIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование»: материалы конф. 2005. С. 122–127.
18. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. 126 с.
19. «Каллиграфия и мозг». Лекция профессора Савельева. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SCtW0dMiEsM&t=419s (дата обращения: 18.02.2022).
20. Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М. и др. Руководство к применению группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. Обнинск, 1993.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 134 — 146
Скачиваний: 444