Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-2-37-47
Рассматриваются вопросы эффективности подходов, используемых в профессиональной ориентации в современном образовании. Представлены результаты анализа состояния современного рынка труда, а также реальное количество граждан, работающих не по специальности. Выявлено, что неблагоприятная статистика формируется вследствие неэффективного проведения профориентационных мероприятий. Предложен профориентационный интерактивный игровой тренинг как инновационное средство профессиональной ориентации, являющийся более адаптивным по отношению к современным старшеклассникам – представителям поколения Z. Результаты проведенного эксперимента показали, что игровые интерактивные техники, используемые в процессе проведения тренинга, облегчают решение психодиагностических задач в профориентации.
Ключевые слова: профориентационная диагностика, поколение Z, игровой геймифицированный профориентационный педагогический тренинг, неосознанная некомпетентность, осознанный выбор профессии
Библиография:
1. Стало известно, сколько россиян не работают по специальности. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/10/n_14918648.shtml (дата обращения: 20.06.2022).
2. Роструд узнал, сколько россиян работают по специальности. URL: https://ria.ru/20170607/1495988368.html (дата обращения: 20.12.2020).
3. Число самозанятых в России достигло четырех миллионов. URL: https://rg.ru/2022/01/24/chislosamozaniatyh-v-rossii-dostiglo-chetyreh-millionov.html (дата обращения: 21.06.2022).
4. Труд и занятость в России. 2021: стат. сб. Росстат Т78. M., 2021. 177 c.
5. Россия движется к тотальному контролю доходов и расходов. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-01-11/4_8342_control.html (дата обращения: 07.07.2022).
6. Минтруд доработает проект по борьбе с теневой занятостью. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6149eb2d9a79470a69992642 (дата обращения: 07.07.2022).
7. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186).
8. Revyakina V. I., Kharina N. V., Sinenko V. Y., Rudneva E. L., Demchenko A. R., Temerbekova A. A. Educational management in the system of orientation of students to the teaching profession // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, № 1. С. 160–164.
9. Ревякина В. И. Педагогические классы: опыт прошлого и современная практика // Педагогика, 2000. № 5. С. 59–64.
10. Симакова Т. П., Костюкова Т. А. Особенности педагогической позиции во взаимодействии с семьями обучающихся // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 444. С. 198–205.
11. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65–69.
12. Концепция реализации проекта «Билет в будущее». URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Kontseptsiya-realizatsii-proforientatsionnogo-proekta-Bilet-v-budushhee-v-2020-godu.pdf (дата обращения: 12 февраля 2021).
13. Howe N., Strauss W. (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. С. 39–41.
14. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y.: Broadway Books, 1997. С. 71–83.
15. Шамис Е. Применима ли теория поколений в России. URL: https://inde.io/article/16113-ekspert-po-teoriipokoleniy-evgeniya-shamis-zavesti-smartfon-putinu-vse-zhe-nuzhno (дата обращения: 23 декабря 2020).
16. Царско А. А., Костюкова Т. А. Специфика выбора профессии у представителей поколения Z // Антропологические чтения: материалы VIII Антропологических чтений студентов философского и психологического факультетов НИ ТГУ, 25 декабря 2020 г. / Национальный исследовательский Томский. гос. ун-т; отв. ред. Г. И. Петрова, Т. А. Костюкова. Томск: [б. и.], 2020. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000795940 (дата обращения: 22.03.2021).
17. Тест профессионального личностного типа Голланда. URL: https://psytests.org/profession/hollandA-run.html (дата обращения: 23 декабря 2020).
18. Климов Е. А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990. С. 54–57.
19. Berufe mit Zukunft: Aktuelle Trends und Perspektiven. URL: https://www.digitale-talente.com/berufe-mitzukunft/ (дата обращения: 18.09.2021).
20. Автоматизированная цифровая система психолого-педагогического мониторинга (АСППМ). URL: https://asppm.kz/ (дата обращения: 22.05.2022).
21. Автоматизированная цифровая профориентационная система MyCollege. URL: https://mycollege.kz/ (дата обращения: 22.05.2022).
22. Юнг К. Г. Психологические типы // Академический проект. 2019. С. 23–25, 27–31, 34–35, 41–42.
23. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М.: Персей, 1995. 560 с. С. 17–19, 33–34, 41–42, 139.
24. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим: пер. с англ. М.: Персей, Вече, АСТ, 1995. 544 с. С. 53–55, 79–80, 185.
25. Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. М.: Персей, 1995. 430 с. С. 14, 370–373.
26. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 1999.
27. Богомаз С. А. Психологические типы К. Г. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. С. 11, 21–23, 37–39, 68–69.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 37 — 47
Скачиваний: 443