Подготовка студентов гуманитарных вузов к использованию информационных технологий
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-67-77
В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов осуществляется подготовка бакалавров направления подготовки «Экономика». В данной работе представлен процесс разработки автором электронного курса по дисциплине «Информатика». Электронный курс обновляется с учетом уже опубликованных ранее результатов. Актуальность сформулированной темы научного исследования подтверждается содержанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в соответствии с которыми обучение использованию современных информационных технологий входит в обязательную часть учебного плана по направлениям подготовки «Экономика». Офисные информационные технологии и фиджитал-технологии повсеместно применяются экономистами в профессиональной деятельности. Необходимо учитывать указанные в стандартах виды деятельности, которые должны быть готовы осуществлять будущие экономисты: расчетно-экономическую, аналитическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, педагогическую, учетную, расчетно-финансовую, банковскую и страховую. Уточним, что одним из ведущих направлений, характерных для аналитического вида деятельности, является поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов для экономистов. В ходе преподавания дисциплины «Информатика» у студентов формируются компетенции, определяющие способности будущих экономистов к различным видам деятельности, с помощью информационных технологий (прежде всего офисного программного обеспечения и электронного документооборота). В ходе исследования мы изучаем способы формирования таких компетенций. В исследовании применяли следующие материал и методы: анализ научной литературы, разработка электронных курсов для студентов экономического факультета; проектирование электронного курса по информатике, обобщение результатов преподавания дисциплины. Объектом исследования является подготовка студентов экономического факультета к использованию современных информационных технологий. Предметом исследования является процесс использования электронных курсов и систем дистанционного обучения в ходе преподавания дисциплины «Информатика». Целью выполнения данного исследования выступает изучение особенностей применения средств дистанционного обучения и фиджитал-технологий при подготовке экономистов и менеджеров в ходе создания электронного курса. Оно направлено на разработку и обновление учебно-методических материалов по дисциплине «Информатика» с учетом современных особенностей информационных технологий. Новизна представленных результатов заключается в авторском подходе к проектированию структуры электронного курса и к разработке обновленных теоретических материалов дисциплины с учетом новых версий использованного программного обеспечения. Автором на основе собственного опыта и обобщения материалов преподавателей кафедры разработаны учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика», предназначенные для обучения будущих экономистов и менеджеров. Обобщены результаты преподавания дисциплины в 2021/22 учебном году для группы студентов первого курса бакалавриата. В современном мире наблюдается противоречие между необходимостью подготовки будущих экономистов к использованию современных офисных и фиджитал-технологий в профессиональной деятельности и устареванием учебно-методических материалов по информатике и информационным технологиям. Для решения этого противоречия необходимо создать современные учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика» и постоянно обновлять соответствующий электронный курс. В статье представлена структура разработанного электронного курса и обобщены статистические данные, полученные в результате проверки ответов студентов при выполнении заданий. В дальнейшем планируется продолжить усовершенствование структуры электронного курса с учетом современных тенденций в области цифровизации образования.
Ключевые слова: информатика, преподавание информатики, цифровизация образования, дистанционное обучение, фиджитал-технологии
Библиография:
1. Мокрый В. Ю. Некоторые особенности поддержки самостоятельной работы студентов в ходе преподавания дисциплины «Информатика» с помощью технологий дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование. Технологии. Качество», 26–27 марта 2021. С. 130–132.
2. Мокрый В. Ю., Седов Р. Л. Формирование информационной культуры обучающихся образовательных учреждений в условиях современного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 5 (217). С. 144–151. DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-144-151
3. Мокрый В. Ю. Культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 3 (192). С. 91–96. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-91-96
4. Мокрый В. Ю., Спицын А. В. Применение современных информационных технологий для подготовки будущих менеджеров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212). С. 142–150. DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-142-150
5. Мокрый В. Ю., Путькина Л. В. Применение case-средств для подготовки менеджеров в гуманитарном вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 4 (32). URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=4&article_id=7802 (дата обращения: 05.04.2023). DOI: 10.23951/2307-6127-2020-4-91-101
6. Мир по имени фиджитал. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4593517 (дата обращения: 03.07.2022).
7. Туран М. «Ашан» – фиджитал-дискаунтер с доступными ценами. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13361/ (дата обращения: 13.10.2022).
8. Фиджитализм. URL: https://www.youtube.com/channel/UCYyIhGtoy1ov99WetkzbKFg (дата обращения: 05.04.2023).
9. Phyqital (фиджитал) – как сочетание цифрового и физического опыта изменит нашу жизнь. URL: https://hr-media.ru/ (дата обращения: 05.07.2022).
10. Как фиджитал спасет ритейл: примеры использования. URL: https://www.cossa.ru/trends/168855/ (дата обращения: 03.07.2022).
11. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». URL: https://www.sgu.ru/conference/ito-saratov-2022 (дата обращения: 02.11.2022).
12. Портал выбора технологий и поставщиков. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 08.11.2022).
13. Barkhatova D. A., Bitner M. A., Grohotova E. V., Lomasko P. S., Simonova A. L. Personalizing older people training in modern technologies for successful life in smart society // KES-SEEL: International KES conference on smart education and smart e-learning, Singapore, 14.06–16.06.2021. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-16-2834-4_5 (дата обращения: 11.07.2021).
14. Dostovalova E. V., Lomasko P. S., Maschanov A. A., Nazarenko E. M., Simonova A. L. Teaching in a continuously and dynamically changing digital information and learning environment of a modern university // New Educational Review. 2018. Т. 53, № 3. URL: http://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/tner/201803/tner5311.pdf (дата обращения: 11.07.2021).
15. Седов Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами moodle // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 115–120.
Выпуск: 3, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 67 — 77
Скачиваний: 406