Особенности реализации дополнительных профессиональных программ гибридного формата в контексте развития профессионализма педагога
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-4-87-95
Целью исследования является выявление педагогических условий реализации дополнительной профессиональной программы, развивающей профессионализм педагога-слушателя средствами гибридных образовательных сред. Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта Томского государственного университета и Томского государственного педагогического университета по проектированию и реализации дополнительных профессиональных программ педагогической направленности на основе актуализации развивающего потенциала гибридных образовательных сред. Предложены подходы по проектированию и реализации программы повышения квалификации, обеспечивающей профессионально-субъектное включение слушателя. Обозначены педагогические условия, развивающие профессионализм слушателей дополнительных профессиональных программ средствами гибридных образовательных сред. Доказано, что дополнительная профессиональная программа, реализуемая в условиях гибридных образовательных сред, выступает средством развития профессионализма педагога и обеспечивает формирование у него новой группы компетенций, относящихся к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности в условиях гибридных образовательных сред, как то: способность проектировать образовательный контент с учетом его реализации в гибридных образовательных средах; способность реализовывать образовательное взаимодействие в гибридных образовательных средах; способность оценивать образовательные результаты обучающихся в гибридных образовательных средах.
Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, профессионализм педагога, повышение квалификации, гибридная образовательная среда
Библиография:
1. Senashenko V. S., Makarova A. Formation of Hybrid Educational Structures in Russian Engineering Education // Linear and Nonlinear Programming. 2019. Р. 884–894.
2. Сенашенко В. С., Макарова А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 24–42.
3. Голуб Г. Б., Фишман И. С., Арбузова С. А., Прудникова В. А. Технология и результаты моделирования перспективных трудовых функций педагогических работников системы общего образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 5. С. 57–83.
4. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестник Томского гос. пед ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
5. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018. 180 с.
6. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 113–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-gorizonty-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.06.2022).
7. Мирошниченко А. Г., Смышляева Л. Г., Сошенко И. И., Подкладова Т. Д., Окороков А. О. Проектирование изменений в системе высшего медицинского образования: педагогические фокусировки и контексты // ΠΡΑΞΗΜΑ. 2022. Вып. 4 (34). С. 142–165.
8. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. 263 с.
9. Французская Е. О. Организационно-педагогическая модель подготовки преподавателя вуза для реализации образовательных программ нелингвистического профиля на иностранном языке // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 6 (28). С. 161–171.
10. Смышляева Л. Г., Абаскалова Н. П. Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке муниципальных служащих: акме-эффекты // Сибирский пед. журнал. 2010. № 11. С. 163–172.
11. Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю., Еварович С. А. Проектирование и реализация компетентностно ориентированных программ дополнительного профессионального образования // Содержание и форма организации образовательной деятельности при подготовке педагога в высшей школе / Вахитова Г. Х., Еварович С. А., Милевская Н. И., Никитина Л. А., Никольская О. Л., Поздеева С. И., Семенова Н. А., Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю., Шварева О. В., Яковлева А. Г. Томск, 2014. С. 113–133.
Выпуск: 4, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
Страницы: 87 — 95
Скачиваний: 373