Пути повышения эффективности самостоятельной деятельности курсантов военных институтов
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-47-57
Раскрывается сущность, содержание и структура самостоятельной работы в современном образовательном процессе военных вузов. Самостоятельная работа курсантов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на изучение материала согласно учебным планам в специально отведенное время. Она повышает такие личностные качества курсанта, как инициативность, самоорганизация, креативность, а также является процессом углубления и закрепления учебного материала. Посредством грамотно организованной самостоятельной работы происходит повышение уровня знаний, организованности, самоконтроля и личной дисциплинированности. Роль самостоятельной работы курсантов в военном вузе очевидна, так как только посредством самообразования можно достичь глубины усвоения теоретических знаний, профессиональных умений и навыков. Самостоятельная работа организуется во внеаудиторное время и выполняет познавательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, контролирующую и корректирующую функции, а также функцию самоуправления и самоконтроля. Исследование проводилось в трех взводах курсантов первого и второго курсов Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Его целью было выявление состояния рассматриваемой проблемы и поиск эффективных форм и способов ее организации. В процессе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализировались теоретические источники, сопоставлялись различные теории самостоятельной деятельности. Эмпирические данные были получены с использованием метода анкетирования и собеседования. На заключительном этапе эксперимента привлекался метод экспертных оценок. В процессе самостоятельной работы курсанты готовятся к лекциям, семинарам, выступлениям на конференции, проектным работам. В это же время они могут осуществлять подготовку к зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа выступает как одно из важнейших направлений учебной деятельности в военном вузе и является обязательной для каждого курсанта. Регулярная и грамотно организованная самостоятельная работа способствует повышению уровня успеваемости, инициативности, целеустремленности, самоконтроля. Более эффективно учебный материал усваивается курсантами тогда, когда их самостоятельная работа не только обеспечена методической поддержкой преподавателя, но и грамотно контролируется командирами подразделения, что отметили 725 опрошенных. Проведенное исследование позволило выявить особенности организации самостоятельной работы в военном вузе, трудности в ее проведении, выработать практические рекомендации и предложения по повышению эффективности самостоятельной работы курсантов. Было установлено, что повышение эффективности и совершенствования организации самостоятельной работы в военном вузе определяется усилением военно-профессиональной подготовки курсантов, равномерным распределением нарядов между подразделениями вуза, продуманной организацией самостоятельной подготовки курсантов, наличием методических пособий, учебных материалов, информационной базы, контролем со стороны профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений.
Ключевые слова: самостоятельная работа курсантов, самоорганизация, методическая поддержка и контроль, пути совершенствования организации самостоятельной работы
Библиография:
1. Елагина В. С. Педагогические условия организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 84–90.
2. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
3. Елагина В. С. Принципы организации самостоятельной работы курсантов военного вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5. С. 49–50.
4. Золотарев В. А. Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов военных вузов войск национальной гвардии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 1. С. 64–71.
5. Калеева З. Н., Краевая Н. А. Роль самостоятельной работы в деятельности курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3. С. 62–67.
6. Щербакова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 139–141.
7. Розин А. А. Базовые принципы организации самостоятельной̆ учебной̆ активности курсантов в военном вузе // Педагогические науки / «Коллоквиум-журнал». 2019. № 2 (26). С. 47–50.
8. Толстик И. В. Самостоятельная подготовка курсантов с учетом их будущей профессиональной деятельности // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практич. конф. БрГТУ, Брест, 21 марта 2014 г. С. 44–47.
9. Елагина В. С. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 52–58.
10. Вакула А. А., Плотникова Е. Г. Модель формирования готовности к самообразованию курсантов в военном вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 1329–1335.
11. Долженко Ю. Ю., Позднякова А. С. Онлайн-анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. № 1. С. 109–110.
12. Галямина А. В. Значимость правильной организации самостоятельной подготовки курсантов в целях повышения эффективности обучения // Педагогические науки / Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № IV (9). С. 78–80.
13. Макаров С. И., Бунтова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 39–45.
14. Пахомова Н. В. Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций // Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 289–292.
15. Маленова А. Ю., Алимбаева Б. Ш. Особенности социально-психологической адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 12–22.
16. Томилов А. А., Первезенцев Р. Е. Проблемы организации самостоятельной работы слушателей и курсантов и пути их решения в высшей военной образовательной организации // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 95–98.
17. Яранов С. А. Организация самостоятельной работы курсантов в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации // Гуманитарные науки. 2020. № 11, ноябрь. С. 132–137.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 47 — 57
Скачиваний: 224