Аналитический обзор психологических исследований как научных основ инновационного развития педагогического образования в современной России
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-5-146-156
Цель научного обзора – осуществление анализа и синтеза, обобщения и систематизации, концептуализации научных идей психологических исследований, направленных на разработку перспектив и стратегии развития непрерывного педагогического образования, новых психологических подходов к обновлению содержания, технологий и методов педагогической деятельности и опережающей подготовки педагогов, конвергенцию национальных образовательных традиций, инноваций и ретроноваций. На этой основе разработана структурно-содержательная модель новой практики психологической подготовки педагогов, включающая целевой, содержательный (личностный, межличностный, профессиональный), технологический, организационный, стратегический уровни.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, личностно-профессиональное развитие, системный личностно развивающий подход, конвергенция традиций, инноваций и ретроноваций, полисубъектная общность «педагог – учащийся», психологические исследования, инновационная практика подготовки педагогов
Библиография:
1. Багдасарьян В. Э. Россия – Запад: цивилизационная война. М.: Издат. Дом «Инфра-М», 2018, 410 с. doi: 10.12737/monography_5939275cb6da48.66131437
2. Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога. М.: Наука и слово, 2015. 252 с.
3. Митина Л. М., Митин Г. В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 90–100. doi: 10.17759/pse.2020250308
4. Mitin G. V., Mitina L. M., Shchelina S. O. Theoretical and Analytical Foundations and New Technological Means of Overcoming Barriers to Personal and Professional Development of Educational Subjects // ARPHA Proceedings. 2022. № 5. Р. 1103–1114. doi: 10.3897/ap.5.e1103
5. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
6. Шайденко Н. А., Кипурова С. Н. Влияние гуманистических взглядов российских педагогов XIX века на социализацию детей-сирот // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 3. С. 74–78.
7. Невдах С. И. Организационно-методическое сопровождение формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л. М. Митиной. М.: Издат. дом «Бахрах», 2022. С. 81–92.
8. Гукаленко О. В., Ткач Л. Т. Организационные формы реализации поликультурного содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 4 (77). С. 99–106. doi: 10.24412/2224–0772–2021–77–99–106
9. Лукашеня З. В., Нагорная Т. В. Консалтинговое сопровождение профессиональной подготовки современного педагога // Педагогическое образование в культурно-образовательном пространстве современного университета. М.: ООО «МАКС Пресс», 2021. С. 145–154.
10. Панов В. И., Плаксина И. В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 64–83. doi: 10.17759/psyedu.2022140205
11. Востокова Ю. И. Проблемы формирования профессиональной идентичности студента в условиях дистанционного образования // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы: сб. ст. участников Междунар. научно-практ. конф., 10–11 ноября 2021 г. / науч. ред. Т. Т. Щелина, С. П. Акутина. Арзамас: Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского», 2021. С. 124–129.
12. Толочек В. А. Социальные дополняющие диады и ресурсы успешности субъекта // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 2 (42). С. 120–132.
13. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Басюк В. С. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 6. С. 4–18. doi: 10.17759/pse.2022270601
14. Аминов Н. А., Чернявская В. С., Осадчева И. И. Дифференциальный контекст исследования педагогических способностей и педагогического мастерства // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 131–143.
15. Митин Г. В., Галина З. Н., Щелина С. О. Психологические закономерности становления полисубъектной общности «педагог–учащийся» при переходе с одной ступени образования на другую // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л. М. Митиной. М.: Издат. дом «Бахрах», 2022. С. 101–113.
16. Щебланова Е. И., Петрова С. О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 97–106. doi: 10.17759/jmfp.2021100409
17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Психология художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2022. 238 с.
18. Дубровина И. В. Психологический аспект феномена «личностные результаты образования» // Вестник практич. психологии образования. 2021. Т. 18, № 3. С. 50–62. doi: 10.17759/bppe.2021180305
19. Вачков И. В., Вачкова С. Н., Воропаев М. В. Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 19–31. doi: 10.17759/pse.2019240302
20. Цыганова К. А. Проблема взаимодействия психологов и педагогов при оказании помощи в адаптации детяммигрантам школьного возраста в Японии // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы / под ред. Л. М. Митиной. М.: Издат. дом «Бахрах», 2022. С. 180–186.
21. Щелина Т. Т. Психолого-педагогическое обеспечение воспитания в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 15–24.
22. Гут Ю. Н., Худаева М. Ю., Кабардов М. К., Овсяникова Е. А., Беданокова А. К. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 96–106. doi: 10.17759/pse.2021260607
23. Ковалева Т. А. Формирование субъектно-нравственной позиции младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психол. ин-т РАО, 2022. С. 141–144. doi: 10.24412/cl–36923–2022–1–7–12
24. Митина Л. М., Щелина С. О. Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов. М.: Психол. ин-т РАО, 2021. 312 с.
25. Митина Л. М., Митин Г. В., Щелина С. О. Психологические условия и средства обеспечения преемственности в развитии учащихся на этапе перехода от среднего образования к высшему // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 426–443. doi: 10.32744/pse.2022.1.27
26. Митина Л. М., Митин Г. В. Педагог как субъект создания психологически благоприятной образовательной среды в период глобального кризиса // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: сб. науч. ст. / под ред. Л. М. Митиной. М.: Психол. ин-т РАО, 2022. С. 7–12. doi: 10.24412/cl–36923–2022–1–7–12
27. Митина Л. М. Конвергенция научных традиций и инновационных технологий как путь к обновлению содержания педагогической деятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3. С. 143–161. doi: 10.24412/2073–0861–2022–3–143–161
28. Mitina L. M. Innovative Approach to the Preparation of Future Teachers // ARPHA Proceedings. 2020. № 3. Р. 1673–1682. doi: 10.3897/ap.2.e1673
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 146 — 156
Скачиваний: 338