Графические приемы работы с текстом на уроках географии
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-21-31
Рассматривается проблема использования на уроках географии графических приемов работы с текстом. Описана история развития приемов работы с текстом. Изучены нормативно-правовые документы, в которых определена важность формирования у обучающихся навыков работы с текстом, в том числе его графическое представление. Проанализировано содержание школьных учебников географии на наличие в них заданий по работе с графическим материалом. Описаны графические приемы работы с текстом («Резюме парафраз», «Основные мысли. Термины и понятия. Вопросы по теме», «Денотатный граф», «Кольца Венна», «Фишбоун», «Кластер», «Логические опорные конспекты», «Ментальная карта») на материале разных курсов школьной географии, приведены примеры выполненных школьниками заданий. Проанализированы результаты анкетирования обучающихся на усвоение учебного материала через графическое отображение текста. Сделан вывод, что применение на уроках географии графических приемов работы с текстом способствует более глубокому его пониманию, развитию воображения, умению систематизировать и классифицировать, выявлять причинно-следственные связи. Цель статьи состоит в описании графических приемов работы с текстом на уроках географии. Проведенное анкетирование школьников показывает интерес к данным приемам. Результаты выражаются в обосновании необходимости развивать у школьников навыки графического отображения учебного текста и внедрять в образовательную практику общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: функциональная грамотность, смысловое чтение, графические приемы работы с текстом, логический опорный конспект, универсальные учебные действия, технология развития критического мышления
Библиография:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 10.02.2023).
2. Храмова Л. Н. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л. Н. Храмова, О. Б. Лобанова, А. В. Фирер, Н. В. Басалаева Л. С. Шмульская. Красноярск: Литера-принт, 2021. 130 с.
3. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. А. Летягин; под общей редакцией В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.
4. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. А. Летягин; под общей редакцией В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2016. 192 с.
5. География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: учебник / И. В. Душина, Т. Л. Смоктунович; под общей редакцией П. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2017. 317 с.
6. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя; под общей редакцией В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2015. 336 с.
7. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. И. Алексеев и др. М.: Просвещение; Линия «Полярная звезда», 2019. 239 с.
8. География. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. П. Максаковский. М.: Просвещение, 2020. 416 с.
9. География. 5–6 классы: учебник / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 191 с.
10. География: 7 класс: учебник / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 256 с.
11. География: 8 класс: учебник / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 255 с.
12. География: 9 класс: учебник / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2022. 239 с.
13. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2009. 84 с.
14. Петрова Е. Ю. Современные технологии в обучении географии: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 124 с.
15. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
16. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. 2-е изд. Минск: Попурри, 2003. 304 с.
17. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 класс: книга для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1997. 127 с.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 21 — 31
Скачиваний: 241