Система вузовской подготовки учителей немецкого/французского языка в контексте компетентностно-деятельностной и профессионально направленной образовательной модели
DOI: 10.23951/2307-6127-2023-6-87-95
Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей немецкого/французского языков в рамках второго профиля по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Описана структурно-содержательная модель профиля «Немецкий/французский язык» на примере реализуемой в Институте иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета соответствующей основной образовательной программы. Анализ образовательной модели показал комплексный характер профильной подготовки, а также обнаружил выстроенную внутри нее иерархию условно выделяемых уровней: когнитивный (дисциплины предметного модуля) – конструктивный (дисциплины методического модуля) – продуктивный (практики). Сделан вывод о том, что прагматичный и прикладной (практико-ориентированный и профессионально направленный) характер структурно-содержательной модели профиля дает основу для формирования компетентностной личности и является показателем готовности обучающегося к выбранной деятельности на личностно-педагогическом уровне.
Ключевые слова: учитель немецкого/французского языка, система вузовской подготовки учителей, качество подготовки учителя, структурно-содержательная модель профильной подготовки
Библиография:
1. Приказ Минпросвещения России от 24 июня 2022 г. № 497 «Об утверждении итоговых результатов Всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2021/22 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету». Приложение 13. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8cd27ea6661a3d78c24a00da2a59a6b0/ (дата обращения: 04.04.2023).
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
4. Ларионова О. Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 118–122.
5. Деятельностный подход в образовании. Кн. 1 / сост. В. А. Львовский. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. 360 с.
6. Краевский В. В. Культурологический подход к содержанию образования как способ обеспечения его целостности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия: Педагогические науки. Волгоград: Перемена, 2004. № 1 (6). C.7–11.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
8. Смышляева Л. Г., Войтеховская М. П., Матвеев Д. М. Особенности модульных образовательных программ подготовки бакалавров педагогического образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2018. № 8 (197). С. 155–162.
9. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 04.04.2023).
10. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89–93.
11. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». СПб.: Лань, 2013. 95 с.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 87 — 95
Скачиваний: 242