Методические аспекты преодоления трудностей в формировании грамматических умений младших школьников
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-17-25
Освещается проблема формирования у младших школьников осознанных грамматических умений. Описаны способы и приемы преодоления трудностей в освоении грамматики младшими школьниками. Представлены возможности грамматики как раздела русского языка в развитии познавательной активности младших школьников, определены основные особенности изучения грамматики младшими школьниками, предложены способы и приемы формирования грамматических умений и предупреждения грамматических ошибок. При рассмотрении истории вопроса становления методики обучения русскому языку как науки выявлено, что проблема изучения грамматики в начальной школе всегда вызывала множество дискуссий. Это связано с трудностями, которые испытывают младшие школьники при изучении содержания грамматических тем. Данные трудности не позволяют в полной мере формировать у обучающихся осознанные грамматические умения. Проанализированы работы психологов, педагогов, лингвистов и методистов, посвященные формированию у детей познавательного интереса, развитию логического мышления, учебной самостоятельности, грамматических умений. Такие ученые, как Л. И. Айдарова, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, А. А. Матюшкин, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, привнесли в методику обучения русскому языку множество способов и средств, которые направлены на развитие логического мышления, познавательного интереса и учебной самостоятельности младших школьников, однако проблема формирования осознанных грамматических умений младших школьников остается актуальной. Содержание статьи определяется задачами обучения русскому языку, сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в начальной школе. Данные задачи ориентируют методистов и учителей на необходимость формировать у младших школьников учебные действия с языковыми единицами, овладение нормами литературного языка и умение их применять для решения практических и коммуникативных задач.
Ключевые слова: грамматика, морфология, морфемика, синтаксис, грамматические умения, осознанные грамматические умения, грамматические ошибки, литературные нормы языка, приемы, способы, познавательная активность
Библиография:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». М.: Просвещение, 2021. 31 с.
2. Цукерман Г. А. Совместная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1992. 39 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Питер, 2019. 432 с.
4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. 173 с.
5. Богоявленский Д. Н. Трудности усвоения грамматических понятий // Русский язык в школе. 1979. № 1. С. 21–26.
6. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учебник для вузов. М.: Владос, 2021. 388 с.
7. Бондаренко А. А. Словари на уроках // Начальная школа. 2008. № 1. С. 21–30.
8. Бредихина С. В. Использование детских речевых ошибок при обучении русскому языку в начальных классах. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. 167 с.
9. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика: учебник для студентов филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Альянс, 2009. 438 с.
10. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов / под ред. Т. И. Зиновьевой. М.: Юрайт, 2023. 255 с. URL: https://urait.ru/bcode/511886 (дата обращения: 10.10.2022).
11. Иванов С. В., Евдокимова А. О. и др. Русский язык: учебник: в 2 ч. 3-й класс. М.: Начальная школа XXI века, 2019. 189 с.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 25
Скачиваний: 254