Особенности профессиональной подготовки иностранных специалистов в медицинском вузе
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-95-103
В связи с увеличением количества иностранных студентов, поступающих в российские медицинские вузы, возрастает необходимость модернизации образовательного процесса с применением методов, приемов, техник обучения, наиболее эффективных для усвоения, понимания и запоминания изучаемого материала, а также формирования и развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих врачей с учетом специфики образовательного процесса в медицинском вузе и национально-психологических особенностей иностранных студентов. Цель статьи – выявление специфики преподавания профильных медицинских дисциплин иностранным студентам и разработка рекомендаций для преподавателей по организации процесса обучения иностранных студентов-медиков профильным медицинским дисциплинам, упорядочивание основных методов, приемов, техник обучения иностранных студентов таким профильным медицинским дисциплинам, как анатомия человека, биологическая химия, факультетская терапия, фармакология, микробиология и вирусология, травматология и ортопедия, инфекционные заболевания. В статье скомпонованы основные методы, приемы, техники, используемые при обучении иностранных студентов профильным медицинским дисциплинам как на русском языке, так и на языке-посреднике, направленным на формирование и развитие их общепрофессиональных и профессиональных компетенций: анатомия человека, биологическая химия, факультетская терапия, фармакология, микробиология и вирусология, травматология и ортопедия, инфекционные заболевания.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, методы обучения иностранных студентов, преподавание профильных медицинских дисциплин, организация обучения, рекомендации для преподавателей, медицинские вузы, медицинское образование
Библиография:
1. Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267–272. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-vrossiyskom-vuze (дата обращения: 10.03.2023).
2. Чайка Л. Д., Жарикова О. Л. Преподавание анатомии человека студентам медицинского факультета на английском языке // Достижения морфологии: внедрение новых технологий в образовательный процесс и практическую медицину: сборник научных статей Международной конференции, посвященной 75-летию проф. П. Г. Пивченко. Минск, 2022. С. 372–376. URL: http://rep.bsmu.by/handle/BSMU/36209 (дата обращения: 10.03.2023).
3. Рыбаков А. Г., Кадыров А. Ш., Плотникова Н. А., Паршин А. А., Лошкарев И. А. Опыт преподавания анатомии на английском языке иностранным студентам Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27544 (дата обращения: 10.03.2023).
4. Тверской А. В., Морозов В. Н., Морозова Е. Н. Опыт преподавания анатомии человека студентам, говорящим на языке-посреднике, в Белгородском государственном университете // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. № S. С. 43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ytsydv&ysclid=lhbyitp1h8863540815 (дата обращения: 10.03.2023).
5. Хисамутдинова А. Р., Зимина М. А., Карелина Н. Р. Опыт преподавания анатомии человека для иностранных студентов, обучающихся в СПбГПМУ на русском языке // FORCIPE. 2022. Т. 5, № 2. С. 32–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-prepodavaniya-anatomii-cheloveka-dlya-inostrannyh-studentovobuchayuschihsya-v-spbgpmu-na-russkom-yazyke (дата обращения:10.03.2023).
6. Лященко Д. Н., Железнов Л. М., Шаликова Л. О., Гадильшина И. Р., Попова Ю. В. Особенности преподавания анатомии человека на английском языке // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-27. С. 6093–6095. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23845584&ysclid=lhbyrpah3976235333 (дата обращения: 11.03.2023).
7. Волчкевич Д. А. Проблемные вопросы преподавания анатомии человека иностранным студентам с английским языком обучения // Весенние анатомические чтения: сборник статей научно-практической конференции, посвященной памяти доцента Д. Д. Смирнова. Гродно: ГрГМУ, 2017. С. 35–37. URL: http://elib.grsmu.by/handle/files/3876 (дата обращения: 11.03.2023).
8. Миттова В. О., Филозоп А. А. Особенности преподавания дисциплины «Биохимия» иностранным студентам на языке-посреднике – проблемы и решения // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3, № 15–16 (56–57). С. 13–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35561087&ysclid=lhbyut17li260729272 (дата обращения: 12.03.2023).
9. Захарова Ю. Э., Демидчик Л. А., Колесникова Е. А., Айтбаева К. П. Особенности преподавания биохимии студентам-иностранцам в условиях кредитной системы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 305. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21771 (дата обращения: 12.03.2023).
10. Дульнева Е. П., Секарева Е. В., Фомина Л. А. Особенности преподавания факультетской терапии иностранным студентам // Тверской медицинский журнал. 2023. № 2. С. 43–45. URL: http://tvermedjournal.tvergma.ru/id/eprint/1158 (дата обращения: 12.03.2023).
11. Бережнова Т. А., Преображенская Н. С. Методические аспекты преподавания фармакологии на английском языке // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Актуальные вопросы разработки и исследования новых лекарственных средств: материалы 7-й Международной научно-методической конференции «Фармобразование-2018». Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. С. 10–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34975890&ysclid=lhbyy7a02l908058281 (дата обращения:13.03.2023).
12. Преображенская Н. С., Бережнова Т. А., Савостин В. С. Преподавание дисциплины «Фармакология» на языке-посреднике: проблемы и решения // Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20, № 1. С. 212–215. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-distsipliny-farmakologiya-na-yazyke-posrednike-problemyi-resheniya (дата обращения: 13.03.2023).
13. Ефремова Н. Н., Медведева О. А., Мухина А. Ю. Особенности методологических подходов в преподавании микробиологии на международном факультете // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28118 (дата обращения: 14.03.2023).
14. Виноградова С. В., Дмитриева Ж. М. Использование интерактивных форм в преподавании микробиологии и вирусологии иностранным студентам // Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика: сборник научных трудов по материалам III межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2020. С. 39–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ovacgt&ysclid=lhbz3t24gg253613152 (дата обращения: 14.03.2023).
15. Гурьянов А. М., Сафронов А. А., Захаров В. В., Глухова Т. В. Некоторые аспекты обучения студентов иностранного факультета на кафедре травматологии и ортопедии // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI, № S4 (24). С. 27–31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36575896&ysclid=lhbz6yug3r187390381 (дата обращения: 15.03.2023).
16. Айтов К. А., Малов И. В. Преподавание инфекционных болезней и перспективные педагогические приемы и подходы, направленные на повышение уровня подготовки иностранных студентов // Сибирский медицинский журнал. 2003. Т. 38, № 3. С. 98–100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ovzkef&ysclid=lhbz9byac7436927057 (дата обращения: 15.03.2023).
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 95 — 103
Скачиваний: 325