Педагогический дизайн как способ оптимизации процесса обучения
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-2-113-121
В статье рассматриваются важнейшие направления развития образования в России, особенности и степени цифровизации образования, их влияние на трансформацию процесса обучения. Ставится вопрос о поиске новых способов организации педагогической практики. Дано определение педагогического дизайна как инновационного способа проектирования образовательных программ и курсов. Описаны особенности педагогического дизайна, на которые следует обратить внимание разработчикам программ и курсов. Перечислены основные модели педагогического дизайна, базовые принципы и преимущества педагогического дизайна в контексте современной парадигмы образования и при разработке конкурентоспособных образовательных программ и курсов. Раскрыт потенциал педагогического дизайна для повышения качества обучения в современных условиях цифровизации учебного процесса, анализ учебных активностей обучающихся и их сочетания при построении учебного курса.
Ключевые слова: цифровая трансформация, процесс обучения, педагогический дизайн, модели педагогического дизайна, проектирование, учебные активности
Библиография:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения: 12.11.2022).
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» // Портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 15.10.2022).
3. Шматко Н. А., Пермякова В. А. Технологические и гуманитарные тренды в образовании // Институт статистических исследований и экономики знаний. Серия бюллетеней «iFORA-экспресс». 2022. С. 1–3. URL: https://issek.hse.ru/news/755466825.html (дата обращения 10.10.2022).
4. Students, Computers and Learning: Making the Connection. Paris: OECD Publishing, 2015. P. 204. URL: https:// doi.org/10.1787/9789264239555-en (дата обращения 30.03.2023).
5. Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Гейбл Э. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под общ. ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
6. The state of higher education: One year into the COVID-19 pandemic, June 2021. Paris: OECD Publishing, 2021. P. 46. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/the-state-of-higher-education_83c41957-en (дата обращения: 18.12.202).
7. Косицкая Ф. Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании (по материалам Зимней школы преподавателей – 2020) // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 3 (31). С. 101–109. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-3-101-109
8. Merrill M. D. The future of instructional design: the proper study of instructional design // Trends and Issues in Instructional Design and Technology. Second ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2007. P. 336–341.
9. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. 2003. № 30. С. 1–32.
10. Использование инструментов педагогического дизайна для обеспечения качества смешанного обучения / Е. А. Другова, С. Г. Велединская, И. Г. Журавлева. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2021. 64 с.
11. Алексеева Г. Ю. Проектирование педагогического дизайна как профессиональная компетенция выпускника в условиях современного информационно-образовательного пространства вуза // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Борисоглебск, 30 марта 2019 года. Борисоглебск: Перо, 2019. С. 257–261.
12. Другова Е., Велединская С., Журавлева И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна. Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age // Вопросы образования. 2021. Вып. 4. С. 333–354.
13. Gagné R. M. The Conditions of Learning and Theory of Instruction (4th Edition). New York: CBS College Publishing, 1985. P. 244.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 113 — 121
Скачиваний: 271