Эффективное использование мессенджеров учителями в медиаобразовательной среде как показатель уровня медиаграмотности
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-17-25
Работа посвящена актуальной проблеме использования мессенджеров в профессиональной деятельности учителя; рассматриваются понятия «медиаграмотность» и «медиагигиена» в контексте медиаобразовательной среды общеобразовательного учреждения; обобщаются результаты проведенного исследования по проблемам применения мессенджеров в педагогической работе. В связи с тотальной цифровизацией образования, трансформацией образовательной среды в цифровую образовательную среду в общеобразовательных учреждениях сформировались компоненты организационно-педагогических условий обучения на основе цифровых технологий. Среди используемых ресурсов и сервисов для приема, хранения и оперативной передачи информации неформальное, но значительное место в трудовой деятельности учителя стали занимать мессенджеры. Целью исследования являлось определение уровня владения сервисами для мгновенного обмена сообщениями у педагогов как показателя их медиаграмотности и медиагигиены. На Yandex Forms-конструкторе был проведен опрос учителей. Результаты проведенного исследования позволили оценить степень навыков работы с мессенджерами и в дальнейшем будут использованы в разработке методических рекомендаций для педагогических работников по медиабезопасности и соблюдению медиагигиены с целью снижения рисков и угроз применения мессенджеров и оптимизации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, медиаобразовательная среда, медиаграмотность, медиагигиена, мессенджеры
Библиография:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (в ред. от 27.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712290016 (дата обращения: 23.06.2022).
2. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: Информация для всех, 2014. 64 c.
3. Жилавская И. В. Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства / отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. 420 с.
4. Тоискин В. С., Красильников В. В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. 122 с.
5. Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134–138. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9570626_56143624.pdf (дата обращения: 23.06.2022).
6. Тюнников Ю. С., Казаков И. С., Мазниченко М. А., Мамадалиев А. М. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию // Медиаобразование. Media Education. 2016. № 4. С. 29–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26526471 (дата обращения: 23.06.2022).
7. Куби Р. Медиаобразование: портреты развивающегося поля // Медиаграмотность в информационный век. Нью-Брансуик; Лондон: Transactions Publishers, 1997. 171 с.
8. Задорин И. В., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. № 2 (4). С. 123–141.
9. Федоров А. В. Информационная и медиаграмотность для учителей // Медиаобразование. 2013. № 1. С. 138–142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18817874 (дата обращения: 23.06.2022).
10. Поплаухин А. Б. Коммуникации при помощи мессенджеров в школьном сообществе: социологический анализ // Журнал социологических исследований. 2018. Т. 3, № 4. С. 40–48.
11. Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения: 23.06.2022).
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 17 — 24
Скачиваний: 240