Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 28.05.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №3 Функциональная организация языковой компетентности с точки зрения метасистемного подхода
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Функциональная организация языковой компетентности с точки зрения метасистемного подхода

Карпов Анатолий Викторович, Чернов Дмитрий Николаевич

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-112-123

Информация об авторе:

Карпов А. В., член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова (ул. Советская, 14, Ярославль, Россия, 150003). Чернов Д. Н., кандидат психологических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова (ул. Островитянова, 1, Москва, Россия, 117997).

В статье раскрывается содержание метасистемного подхода к изучению функционального устройства языковой компетентности как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены базовые метасистемные закономерности функциональной организации систем со встроенным метауровнем, к классу которых принадлежит языковая компетентность. Выдвинуты теоретические предположения о возрастании функциональной «мощности» системы языковой компетентности по мере усложнения ее структурно-динамической организованности как функции изменения сложности и, соответственно, отсроченности достижения цели. Раскрыто содержание адаптационной, регулятивной и трансформационно-генеративной функций языковой компетентности. Сформулированные предположения имеют значение для создания методологически обоснованной программы психолого-педагогического сопровождения формирования языковой компетентности как функционально зрелого структурно-динамического системного новообразования личности ученика.

Ключевые слова: языковая компетентность, языковая способность, язык, чувство языка, языковая рефлексия, метасистемный подход, функциональная организация системы, обучение родному языку

Библиография:

1. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2018. 744 с.

2. Карпов А. В., Чернов Д. Н. Метасистемный подход к структурно-уровневому анализу языковой компетентности // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2023. Вып. 5 (51). С. 165–174. doi: 10.23951/2307-6127-2023-5-165-174

3. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М.: Институт психологии РАН, 2004. 562 с.

4. Карпов А. В. Психология сознания: метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.

5. Карпов А. В., Чернов Д. Н. Структурная организация языковой компетентности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 6 (129). С. 132–139.

6. Телигисова С. С. Формирование языковой компетентности будущего учителя в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 215 с.

7. Ионкина Е. С. Формирование профессионально-языковой компетентности иностранного студента на этапе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 141 с.

8. Зайцева С. Е. Формирование коммуникативной компетентности студентов юридических специальностей в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 254 с.

9. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе: теоретические основы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 457 с.

10. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы (на материале русского языка как родного): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 450 с.

11. Божович Е. Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n5/Bozhovich (дата обращения: 06.07.2023).

12. Чернов Д. Н. Сравнительный анализ результативности индивидуальной и групповой форм языкового обучения в зоне ближайшего развития в среднем школьном возрасте // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 4. C. 70–79. doi: 10.17759/chp.2022180407 (дата обращения: 03.12.2023).

karpov_anatoliy_viktorovich_112_123_3_55_2024.pdf ( 399.58 kB ) karpov_anatoliy_viktorovich_112_123_3_55_2024.zip ( 390.56 kB )

Выпуск: 3, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 112 — 123

Скачиваний: 610

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ