Короткая версия опросника самоконтроля в общении: надежность, валидность, факторная структура
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-3-124-135
Изучение самоконтроля в общении актуально ввиду негативного влияния на общение «вживую» чрезмерного использования смартфонов и социальных сетей. При этом в исследованиях активно используется созданная 40 лет назад М. Снайдером «Шкала самоконтроля в общении». В отношении давно разработанных методик сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов сегодня могут значительно отличаться от ответов их давних предшественников, на ответах которых много лет назад создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и худшее качество получаемых ответов. Цели данного исследования: 1) разработка надежной и валидной сокращенной версии опросника самоконтроля в общении; 2) построение факторной модели самоконтроля в общении. Исходные данные для исследования были собраны посредством онлайн-опроса 1 911 респондентов. В результате проведенного исследования сконструирована состоящая из 8 вопросов короткая версия опросника социального самоконтроля. Короткая версия опросника удовлетворяет основным критериям валидности и надежности и обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия. Построена состоятельная двухфакторная модель самоконтроля в общении.
Ключевые слова: опросник самоконтроля в общении, короткая версия опросника, надежность, валидность, факторная модель, психометрические характеристики
Библиография:
1. Шейнов В. П. Связи зависимости от смартфона с состояниями и свойствами личности // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2020. № 4. С. 120−127.
2. Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30. P. 526–537.
3. Snyder M., Gangestad S. On the nature of self-monitoring: Matters of assessment, matters of validity // Journal of personality and social psychology. 1986. Vol. 51 (1). P. 125–139. doi: 10.1037/0022-3514.51.1.125
4. Herzog A. R., Bachman J. G. Effects of Questionnaire Length on Response Quality // The Public Opinion Quarterly. 1981. Vol. 45 (4). Р. 549–559. URL: http://www.jstor.org/stable/2748903 (дата обращения: 01.11.2023).
5. Galesic M., Bosnjak M. Effects of questionnaire length on participation and indicators of response quality in a web survey // Public Opinion Quarterly. 2009. Vol. 73 (2). Р. 349–360.
6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2022. 672 c.
7. Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 75–84.
8. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2. С. 41–55. doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
9. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.
10. Briggs S. R., Cheek J. M., Buss A. H. An analysis of the self-monitoring scale // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 38. Р. 679–686.
11. Snyder M., Gangestad S. Self-monitoring: Appraisal and reappraisal // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126 (4). P. 530–555.
12. Kim J., Hahn K. H. The effects of self-monitoring tendency on young adult consumers’ mobile dependency // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 50. P. 169–176.
13. Abhari K., Klase M., Koobchehr F., Olivares F., Pesavento M., Sosa L., Vaghefi I. Toward a theory of digital mindfulness: A case of smartphone-based self-monitoring // International Conference on Human-Computer Interaction. 2021. P. 549–561.
14. Shen E., Shen J., Chia T. L. Development of an app to support self-monitoring smartphone usage and healthcare behaviors in daily life // Proceedings of the 3rd International Conference on Big Data and Internet of Things. 2019. P. 29–34.
15. Abhari K., Vaghefi I. Screen time and productivity: an extension of goal-setting theory to explain optimum smartphone use // AIS Transactions on Human-Computer Interaction. 2022. Vol. 14 (3). P. 254–288.
16. Sahranç Ü. A Study on the Relationship Between Social Media Addiction and Self-Regulation Processes among University Students // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2021. Vol. 8 (4). P. 96–109.
17. Pornsakulvanich V. Excessive use of Facebook: The influence of self-monitoring and Facebook usage on social support // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 39 (1). P. 116–121.
18. Dogan H., Norman H., Alrobai A., Jiang N., Nordin N., Adnan A. A web-based intervention for social media addiction disorder management in higher education: Quantitative survey study // Journal of medical Internet research. 2019. Vol. 21 (10). e14834.
19. Kleinbaum A. M., Jordan A. H., Audia P. G. An altercentric perspective on the origins of brokerage in social networks: How perceived empathy moderates the self-monitoring effect // Organization Science. 2015. Vol. 26 (4). P. 1226–1242.
20. Varnali K., Toker A. Self-disclosure on social networking sites // Social Behavior and Personality: an international journal. 2015. Vol. 43 (1). P. 1–13.
21. Шейнов В. П., Низовских Н. А., Белых Т. В., Девицын А. С. Связи зависимости от смартфона с личностными качествами и свойствами белорусов и россиян // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 60–74.
22. Шейнов В. П., Белых Т. В., Низовских Н. А., Девицын А. С. Личностные корреляты зависимости от социальных сетей белорусских и российских мужчин и женщин // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 1. С. 132–149.
23. Шейнов В. П., Девицын А. С. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 145–158.
24. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107–116.
25. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: оценки и свойства // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11, № 4. С. 55–67.
26. Шейнов В. П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 28–37.
27. Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с экстраверсией, нейротизмом и психологическим полом // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 81–102.
28. Sheinov V. P. Developing the technique for assessing the degree of victimization IN ADULTS // Russian Psychological Journal. 2018. Vol. 15, № 2/1. Р. 69–85.
29. Zhu M., Doo M.Y. The relationship among motivation, self-monitoring, self-management, and learning strategies of MOOC learners // Journal of Computing in Higher Education. 2022. P. 1–22.
30. Chang M. M. Effects of self-monitoring on web-based language learner’s performance and motivation // Calico Journal. 2010. Vol. 27 (2). P. 298–310.
31. Chang M. M. Enhancing web‐based language learning through self‐monitoring // Journal of Computer Assisted Learning. 2007. Vol. 23 (3). P. 187–196.
32. Zhu M., Bonk C. J., Doo M. Y. Self-directed learning in MOOCs: Exploring the relationships among motivation, self-monitoring, and self-management // Educational Technology Research and Development. 2020. Vol. 68. P. 2073–2093.
33. Kanani Z., Adibsereshki N., Haghgoo H.A. The effect of self-monitoring training on the achievement motivation of students with dyslexia // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31 (3). P. 430–439.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 135
Скачиваний: 246