Детская журналистика в проектной деятельности как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-32-40
Проанализирован один из важнейших аспектов современного дошкольного образования, а также значимая проблема общества – формирование коммуникативной культуры старших дошкольников. Дошкольный возраст является особенным этапом в процессе становления личности. Именно в этот период закладываются основы умения выстраивать гармоничные отношения с окружающими, налаживать коммуникацию, находить общий язык в различных ситуациях. Успешность в формировании коммуникативной культуры дошкольника влияет на социализацию ребенка, расширяет возможности познания и деятельности, позволяет полноценно участвовать в жизни социума. Цель настоящего исследования заключается в обосновании проблемы формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, а также предложенного средства решения данной проблемы через внедрение в педагогический процесс детской журналистики в проектной деятельности, а также описании и интерпретации результатов проведенного исследования. Предложенные мини-проекты, являющиеся частью глобального проекта «ЖУРавлик», представляют собой как теоретическую основу данного исследования, так и практический результат решения проблемы низкого уровня коммуникативной культуры в экспериментальной группе путем формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики в проектной деятельности. Представлена модель формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами детской журналистики в проектной деятельности. На основе выстроенной модели была спроектирована практическая работа с детьми экспериментальной группы. Удалось выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния детской журналистики в проектной деятельности на формирование коммуникативной культуры старших дошкольников. Данные контрольного эксперимента убедительно доказывают целесообразность разработанных и апробированных условий.
Ключевые слова: коммуникативная культура, проектная деятельность, детская журналистика, общение, дошкольный возраст
Библиография:
1. Халимдарова Г. Р. Коммуникативная культура старших дошкольников: компоненты, критерии, показатели // Вестник Марийского гос. ун-та. 2022. № 4. С. 491–499. doi: 10.30914/2072-6783-2022-16-4-491-499
2. Гаврилова К. А. Компоненты коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста // МНКО. 2023. № 2. С. 221–223. doi: 10.24412/1991-5497-2023-299-221-223
3. Гордеева В. В., Черенкова В. Д. Детская журналистика в работе над познавательно-речевым развитием детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. № 8. С. 5–12.
4. Коротаева Н. В., Читах А. Ш. Культурная практика – «Клуб детской журналистики» как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников // Образование в Кировской области. 2022. № 3 (63). С. 58–61.
5. Губайдуллина Л. Ф., Мельник М. В. Сетевой проект «Детское телевидение»: детский сад – телекомпания «Злат-ТВ» // Детский сад от А до Я. 2021. № 5. С. 66–78.
6. Жукова Д. А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 4. С. 17–22.
7. Коханая О. Е. Детская журналистика как творческий процесс // Вестник МГУКИ. 2013. № 2. С. 126–130.
8. Ушакова О. С. Программа и методические рекомендации по развитию речи детей седьмого года жизни. М., 2021. 221 с.
9. Хузеева Г. Р. Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников // Психология обучения. 2015. № 3. С. 106–114.
10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение, Владос, 1995. 293 с.
11. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского гос. ун-та. 2013. № 366. С. 139–143.
12. Ананишнев В. М. Моделирование в сфере образования // Системная психология и социология. 2010. № 2. С. 67–84.
13. Халимдарова Г. Р., Шадрина Л. Г. Проект «Детская журналистика» как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 92–104. doi: 10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-8
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 32 — 40
Скачиваний: 202