Учитель физической культуры как субъект профилактики избыточного веса у школьников
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-60-70
Показаны новые акценты работы общеобразовательной организации по формированию здорового образа жизни школьников, отражающие особенности современного технологического уклада жизни и человека в нем. Обоснована необходимость формирования готовности будущего учителя физической культуры к решению задач профилактики избыточного веса у школьников. Приведены данные собственного эмпирического исследования с помощью методов анкетирования и интервьюирования, представляющие понимание будущими педагогами особенностей профессиональной субъектности учителя физической культуры в данном контексте. Обозначены дефициты в понимании будущими педагогами (абитуриенты Томского государственного педагогического университета и Томского государственного педагогического колледжа, студенты 2-го и 3-го курсов Томского государственного педагогического колледжа) задач, возможностей и способов воспитательной работы школьного учителя физической культуры в направлении профилактики избыточного веса и ожирения у обучающихся. Предложено авторское видение образовательного модуля, нацеленного на формирование компетенций учителя физической культуры, связанных с междисциплинарным взаимодействием с педагогами других школьных предметов для решения задач формирования у школьников ценности здорового образа жизни и навыков здоровьесберегающего поведения, включая аспект профилактики избыточного веса. Показаны перспективы использования медико-педагогических проектов, нацеленных на воспитание у школьников мотивации к ЗОЖ и формирование его поведенческих норм, связанных с профилактикой избыточного веса. Актуализирована ценность междисциплинарной кооперации специалистов на локально организационном уровне и на уровне взаимодействия различных профессиональных сфер.
Ключевые слова: профилактика избыточного веса у школьников, профессиональная субъектность педагога, профилактика избыточного веса как полисубъектная практика, межпредметное взаимодействие педагогов школы, медико-педагогические проекты
Библиография:
1. Шарафетдинов Х. Х., Плотникова О. А. Ожирение как глобальный вызов XXI века: лечебное питание, профилактика и терапия // Вопросы питания. Т. 89, № 4. 2020. С. 161–171.
2. Аметов А. С. Ожирение. Современный взгляд на патогенез и терапию: учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. Т. 1. 384 с.
3. Диагностика и лечение ожирения у детей и подростков // Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / под ред. И. И. Дедова, В. А. Петерковой. М.: Практика, 2014. С. 163–183.
4. WHO. Obesity and Overweight, 2020. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-andoverweight (дата обращения: 20.11.2023).
5. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение рациона питания населения. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html (дата обращения: 20.11.2023).
6. Тутельян В. А., Батурин А. К., Конь И. Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т. 93, № 5. С. 28–31.
7. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20230205/deti-ozhirenie-tomsk/ (дата обращения: 08.09.2023).
8. Цукарева Е. А. Современные методы профилактики формирования избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста (обзор литературы) // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 292–295.
9. Есауленко И. Э., Настаушева Т. Л., Жданова О. А., Минакова О. В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопросы питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 85–92.
10. Всемирная организация здравоохранения. Центр СМИ. Информационные бюллетени. Февраль 2018. Ожирение и избыточный вес. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения: 12.10.2023).
11. Горелова Ж. Ю. Современные отечественные и зарубежные исследования о здоровом питании детей и подростков // Здоровье семьи – 21 век. 2018. № 1 (1). С. 25–41.
12. Профилактика ожирения у детей / под ред. А. П. Фисенко, В. А. Петерковой, С. Г. Макаровой. М.: Полиграфист и издатель, 2020. 140 с.
13. Чайченко Т. В. Оптимизация физической активности детей и подростков в рамках кампании по прекращению детского ожирения // Здоровье ребенка. 2015. № 4. С. 31–35. 24.
14. Камалова А. А. Современные подходы к профилактике ожирения у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. № 6.
15. Самойлова Ю. Г., Матвеева М. В., Вачадзе Т. Д., Толмачев И. В., Захарчук П. И. Геймификация как метод профилактики ожирения у детей // Профилактическая медицина. 2022. № 25 (9). С. 117–122.
16. Лигута В. Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 33–39.
17. Лебедева К. С., Рыбина О. Е. Использование здоровьесберегающих технологий в процессе подготовки студентов в педагогическом вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2022. Вып. 5 (45). С. 120–127.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 60 — 70
Скачиваний: 213