Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку в смешанном формате в неязыковом вузе
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-78-88
Цель исследования – определить особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) по иностранному языку в условиях смешанного формата обучения студентов бакалавриата неязыковых направлений подготовки и перспективы повышения ее эффективности. Рассмотрены современные подходы к проектированию самостоятельной работы студентов в контексте цифровой трансформации образования и актуальные проблемы, возникающие у участников образовательного процесса. В результате исследования установлено, что цифровая образовательная среда предполагает разработку новых подходов к организации ВСР; студенты дают положительную оценку организации СВР, демонстрируют осознанное ответственное отношение к СВР как значимому фактору успешного освоения курса иностранного языка; существует запрос на задания, непосредственно связанные с решением профессиональных задач или моделированием профессиональной деятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, восприятие, иностранный язык, смешанный формат, неязыковое направление подготовки
Библиография:
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 c.
2. Вяткин Л. Г. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. 182 с.
3. Козаков В. А. СРС и ее информационно-методическое обеспечение: учеб. пособие. Киев: Вища школа, 1990. 248 с.
4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
5. Мишин И. Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 140–151. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151
6. Борзова Т. А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8-9. С. 80–88. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88
7. Дробышевский А. А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 24 с.
8. Жук Л. Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов: на материале обучения иностранному языку: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 265 с.
9. Захарова Е. В. Организация самостоятельной деятельности студентов с использованием информационнокоммуникационных технологий: на примере иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2008. 167 с.
10. Змиевская Е. В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 169 с.
11. Бурденюк Г. М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: дис. … д-ра пед. наук. Кишинев, 1992. 573 с.
12. Королькова Е. В. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов (на материале иностранного языка): дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 195 с.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
14. Пидкасистый П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-педагогические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: межвузовский сб. науч. тр. Пермь: Изд-во Перм. техн. ун-та, 1979. С. 23–34.
15. Жук О. Л. Организация самостоятельной работы студентов в логике компетентностного подхода // Высшая школа. 2005. № 2. С. 45–50.
16. Назарова И. В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2011. 212 с.
17. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов педвуза на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2005. 206 с.
18. Тучкина Л. К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. Стерлитамак, 2008. 226 с.
19. Подошва Н. В. Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики: дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 191 с.
20. Сенина О. А. Организация самостоятельной работы студентов по общепрофессиональным дисциплинам технического вуза с использованием электронных учебных пособий: дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2011. 201 с.
21. Николаева Л. В. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 26 с.
22. Новикова Э. Б. Организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 184 с.
23. Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации СРС в условиях рейтинговой системы обучения: дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 250 с.
24. Куклина Е. Н., Мазниченко М. А., Мушкина И. А. Организация самостоятельной работы студента: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 235 с.
25. Тедорадзе Т. Г., Романова М. Л., Шапошников В. Л., Глущенко Т. Е. Функции самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 2. С. 312–317.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 78 — 88
Скачиваний: 225