Роль психологического благополучия и социальной поддержки в совладании с негативными стрессами у старших школьников
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-124-132
Проведен анализ исследования психологического благополучия обучающихся и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16–17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф; Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Сделан анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все старшеклассники отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы, и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Представлена позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого учащегося, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.
Ключевые слова: старшие школьники, воспринимаемый стресс, совладающее поведение, психологическое благополучие, социальная поддержка
Библиография:
1. Sigfusdottir I. D., Kristjansson A. L., Thorlindsson T., Allegrante J. P. Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework // Health Promotion International. 2017. № 32 (6). P. 1081–1090. URL: https://doi.org/10.1093/heapro/daw038 (дата обращения: 11.11.2023).
2. Головей Л. А., Галашева О. С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Cерия: Психология. 2022. Т. 12, вып. 4. С. 431–448. URL: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Уханова А. И., Розанов В. А. Смена места жительства в структуре социально-экономических детерминант психического здоровья старших школьников // Медицинская психология в России. 2017. T. 9, № 3 (44). C. 10. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (дата обращения: 05.08.2023).
4. Жарова Д. В., Терех Е. Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2018. Вып. 1 (19). С. 79–84. doi: 10.23951/2307-6127-2018-1-79-84
5. Núñez-Regueiro F., Núñez-Regueiro S. Identifying Salient Stressors of Adolescence: A Systematic Review and Content Analysis // Journal of youth and adolescence. 2021. № 50 (12). P. 2533–2556. doi: 10.1007/s10964-021-01492-2
6. Черемискина И. И., Люкшина Д. С. Личностные ресурсы преодоления стресса у людей разных возрастов в период пандемии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 375–378. doi: 10.26140/anip-2021-1004-0086
7. Бочавер А. А., Докука С. В., Сивак Е. В., Смирнов И. Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. C. 1–18. doi: 10.17759/psyclin.2019080301
8. Lim M. C., Parsons S., Goglio A., Fox E. Anxiety, stress, and binge eating tendencies in adolescence: a prospective approach // Journal of Eating Disorders. 2021. № 9 (1). Р. 94. doi: 10.1186/s40337-021-00444-2
9. Дедов Н. П., Комиссарова О. А. Социально-психологические особенности одиночества у современных подростков // Вестник университета. 2020. № 1. С. 177–181. doi: 10.26425/1816-4277-2020-1-177–181
10. Захарова И. Н., Ершова И. Б., Творогова Т. М., Глушко Ю. Г. Стресс у детей и подростков – проблема сегодняшнего дня // Медицинский совет. 2021. № 1. С. 237–246. doi: 10.21518/2079-701X-2021-1-237-246
11. Farnsworth M. L., O’Neal C. W. Military Stressors, Parent-Adolescent Relationship Quality, and Adolescent Adjustment // Journal of Child and Family Studies. 2021. № 30 (2). P. 2718–2731. doi: 10.1007/s10826-021-02106-y
12. Аршинская Е. Л., Корытова Г. С., Корытова А. И. Психологические предикторы и факторы риска учебных перегрузок у обучающихся основной общеобразовательной школы // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2019. Вып. 3 (25). С. 82–93. doi: 10.23951/2307-6127-2019-3-82-93
13. Буравлева Н. А., Каракулова О. В., Атаманова И. В., Богомаз С. А. Психологические ресурсы личностной готовности к деятельности студентов в ситуации изменений // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2022. Вып. 2 (62). С. 146–155. doi: 10.23951/2307-6127-2022-2-146-155
14. Seok D., Doom J. R. Adolescents’ social support networks and long-term psychosocial outcomes // Journal of Social and Personal Relationships. 2022. № 39 (12). P. 3775–3798. doi: 10.1177/02654075221109021
15. Saleh D., Camart N., Romo L. Predictors of Stress in College Students // Frontiers in psychology. 2017. № 8. P. 19. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00019
16. Чеховская М. В., Рожней Д. А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 159–166. doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166
17. Ryff C. D., Boylan J. M., Kirsch J. A. Eudaimonic and Hedonic Well-Being: An Integrative Perspective with Linkages to Sociodemographic Factors and Health’ // Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities (New York, 2021; online edn, Oxford Academic, 22 Apr. 2021). 2021. P. 92–135. doi: 10.1093/oso/9780197512531.003.0005
18. Казанцева О. А., Гурьянова Т. А. Роль социальной поддержки и произвольной регуляции в психологическом благополучии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Российский социально-гуманитарный журнал. 2023. № 3. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/1321/1198 (дата обращения: 18.12.2023).
19. Haugstvedt H. ‘With a little social support … ’: assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth // European Journal of Social Work. 2022. P. 1–13. doi: 10.1080/13691457.2022.2152188
20. Петросянц В. Р. Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 469–472.
21. Naviya A. K., Shahin S. A. Stress, Depression and Gender Differences among Adolescents // International Journal of Asia Pacific School Psychology. 2021. № 2 (1). P. 68–76. URL: Naviya, A.K., Shahin, S.A. Stress, Depression and Gender Differences among Adolescents. – Search (bing.com) (дата обращения: 09.06.2024).
22. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. doi: 10.21638/11701/spbu16.2016.202
23. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 64 с.
24. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.
25. Холмогорова А. Б., Петрова Г. А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра // Медицинская технология. МНИИ психиатрии Росздрава. М., 2007. 24 с.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 124 — 132
Скачиваний: 272