Психологические факторы развития межкультурной компетентности иностранных студентов
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-4-133-141
Процессы глобализации в современности характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью. Первичными элементами глобализации являются люди, населяющие планету. Среди студентов межкультурный обмен особенно интенсивен и сложен. Большой проблемой для студентов является совмещение усилий по развитию межкультурной компетентности с освоением основной образовательной программы в учебном заведении. Цель настоящего исследования – определение сущности и особенностей психологических факторов развития межкультурной компетенции иностранных студентов. Научная новизна работы заключается в рассмотрении и предложении использования комплексного подхода к стимулированию развития межкультурных компетенций, в рамках которого требуется одновременное поддержание интереса к новой культуре, мотивация к знакомству с ней и вместе с тем признание уникальности социально-культурного опыта иностранных студентов, предоставление им возможности проявить свои особенности. Отдельной задачей является пресечение формирования малых этнических групп в случае, когда принадлежность к такой группе препятствует студенту в процессе его аккультурации в новой среде. В целом формирование межкультурной компетентности не сводится к определенным действиям, а требует комплексного обеспечения психологического комфорта в новой среде. С одной стороны, студенты сталкиваются с академической нагрузкой, с другой – новая среда бросает вызовы и поднимает вопросы перед студентами. Успех формирования межкультурной компетентности зависит от нескольких субъектов в равной степени, и в первую очередь от самих иностранных студентов как самостоятельных личностей и принадлежащих к собственной культуре людей, от коллектива образовательного учреждения и его студентов, а также от общества в целом как от более широкой среды, в которую прибывает иностранный студент.
Ключевые слова: глобализация, межкультурная компетентность, социальное взаимодействие, межкультурный обмен, культурная идентичность, социокультурная адаптация, аккультурация
Библиография:
1. Юлдашева Ф. Х. К вопросу о взаимосвязи глобализации и цивилизации // Вестник Пермского ун-та. Серия: Философия. Психология. Социология. 2011. № 2 (6). С. 36–37.
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г. Принята резолюцией № 55/2 // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 17.02.2024).
3. Гридунова М. В., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Межкультурная компетентность и факторы «Большой пятерки»: к постановке проблемы // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Акмеология образования». Психология развития. 2017. № 2 (22). С. 140–145.
4. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Науч. социология. 2012. Т. 184, вып. 172. С. 14–18.
5. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // ЖССА. 2007. № 1. С. 125–139.
6. Клушина Н. П., Маслюков Р. С. Формирование межкультурной компетентности иностранных студентов в российских вузах // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 152–158.
7. Иващенко А. П. Этническая идентичность и миграция в современном мире // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1 (5). С. 5–7.
8. Гриценко В. В., Зинурова Р. И., Константинов В. В., Кулеш Е. В., Малышев И. В., Новикова И. А., Хухлаев О. Е., Черная А. В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 1. С. 102–112.
9. Чикер В. А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. СПб.: Речь, 2007. 368 с.
10. Серебрякова Р. В. Межкультурная коммуникативная компетентность как необходимое условие осуществления эффективной межкультурной коммуникации // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2017. № 4 (97). С. 68–71.
11. Новикова Л. А., Василькова О. В., Акатьева И. С. Этническая идентичность как основа формирования межкультурной компетентности студентов вуза // Вестник Удмуртского ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, № 2. С. 217–225.
12. Полякова Т. Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. № 2 (796). С. 43–54.
13. Колобова Л. В. К вопросу формирования межкультурной компетенции // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 100–103.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 133 — 141
Скачиваний: 156