Современные школьные учебники в контексте задач обеспечения единого образовательного пространства и безопасности детства
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-18-28
В работе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с разработкой, оценкой и использованием учебников в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена вниманием государства и общества к задаче создания единого образовательного пространства с учетом национальных приоритетов и представлений о безопасности детства, что подчеркнуто в федеральном законе № 371-Ф3. Целью исследования является изучение вопроса соответствия учебников для общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования требованиям безопасности, содержательной актуальности, идейно-ценностного соответствия национальным приоритетам. В статье уделено внимание отечественным и зарубежным исследованиям, методическим материалам, посвященным учебникам, которые проходят периодическую экспертизу согласно национальным программам реформирования образования. Обзор литературы позволил выявить, что в зарубежных исследованиях содержания учебников аспект, связанный с безопасностью детства, практически не актуализирован; в отечественном нормативно-методическом поле он поставлен, но недостаточно изучен. Метод исследования – анализ экспертных мнений, осуществленный по результатам проведения семинара с участием более 50 специалистов, обладающих опытом оценки современных учебников. На основании обобщения и концептуализации мнений участников семинара определены актуальные и дискуссионные вопросы экспертизы современных учебников для школ и среднего профессионального образования. 1. Роль учебников в образовательном процессе, оценка их содержания и методического оснащения с точки зрения соответствия идее унификации образовательных стандартов и программ в стране. 2. Вопросы координации содержания учебных материалов между различными предметами. 3. Задача обеспечения доступности содержания учебников пониманию учащихся. 4. Возможности электронных версий учебников и интеграции интерактивных элементов в печатные версии для повышения эффективности обучения. 5. Проблемы, связанные с соблюдением требований безопасности детства, включая ограничение доступа к недостоверной или популяризирующей деструктивные ценности информации. Результаты исследования являются важным ресурсом для работы учителей, методистов, ученых и законодателей, так как содержат объективный анализ проблем разработки учебников и рекомендации по улучшению качества и повышению эффективности образовательных ресурсов в России.
Ключевые слова: учебник, экспертиза, образовательная политика, единое образовательное пространство, безопасность детства
Библиография:
1. Бражников М. А., Пурышева Н. С. Современный учебник физики. По страницам зарубежных учебников // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 165–181.
2. Александрова Е. В., Пешкова А. В. Реализация межпредметных связей физики и химии на примере линий учебников физики А. В. Грачева и химии Н. Е. Кузнецовой // Восточно-европейский научный журнал. 2015. № 4, ч. 2. С. 106–109.
3. Григорьева Е. Я. Подходы к оцениванию современных учебников иностранного языка // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции, Будва, Черногория, 1–8 октября 2019 года / редколлегия: Г. В. Сороковых, О. И. Короленко, Е. Ю. Горбачева; отв. ред. и сост. Е. Я. Григорьева. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 43–56.
4. Степанова М. В., Шамов А. Н. Критерии экспертной оценки учебника по иностранному языку // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 86–102.
5. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И. М. Осмоловской, В. В. Серикова. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 180 с.
6. Кабардин О. Ф. Как оценить школьный учебник: проблемы экспертизы // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 106–111.
7. Дружкова Н. И., Делия В. П., Жукова О. В., Горбачева А. Ю., Коровина О. Ю., Парамонова М. Ю. Как оценить учебник для системы среднего профессионального образования: проблемы экспертизы // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 273–281.
8. Алексеева В. В., Мушаков А. А., Павлов Е. А., Ратникова И. П., Соболева М. Л., Демина С. А. Участие профессионального сообщества в экспертизе учебников и учебных изданий, используемых при реализации программ среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 21–29.
9. Черемошкина Л. В. К вопросу об экспертизе учебников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 2. С. 105–113.
10. Омаров С. К., Жунусова К. З., Смакова Д. Р., Айтказина Т. Д. Анализ и совершенствование системы экспертизы учебников и УМК в Казахстане // Вестник Карагандинского университета. 2023. № 3 (111). С. 229–243.
11. Литовченко О. В. Отношение учащихся 5–11 классов к школьному учебнику: результаты анкетирования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 117–122.
12. Гершензон М. О. Художественная литература и воспитание // Ланин Б. А. Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 339 с. URL: https://studme.org/179396/literatura/gershenzon_hudozhestvennaya_literatura_vospitanie (дата обращения: 15.11.2023).
13. Аленичева Е., Монастырев Н. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 121–123.
14. Рогановская Е. Н., Рогановский Н. М., Антонов В. А. и др. Школьный электронный учебник геометрии: концептуальные вопросы построения и применения // Информатизация образования. 2008. № 1 (50). С. 7–21.
15. Босова Л., Тарасова К. Электронный учебник: особенности представления образовательного контента // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 52–61.
16. Босова Л. Л., Зубченок Н. Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16, № 3. С. 697–712.
17. Борисенко Н. А. Трансформация функций школьного учебника в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2022. Т. 86, № 7. С. 31–44.
18. Векслер В. А. Методические особенности разработки электронных учебников // Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 61–67.
19. Казабеева В. А. Из опыта создания электронных учебников по русскому языку для учащихся начальной школы в Республике Казахстан // Методики и технологии формирования мировоззрения, его ценностных аспектов и культурных кодов в современной системе образования: сборник статей и методических разработок курсов повышения квалификации в честь 200-летия со дня рождения педагога и писателя К. Д. Ушинского. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2023. С. 63–67.
20. Бокова Т. Н., Нин Х. Современные тенденции в обновлении школьных учебников за рубежом // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 25–29.
21. Тарева Е. Г., Павлова Е. О. Критерии выбора зарубежного учебника как средства подготовки обучающихся к межкультурному общению // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 121–130.
22. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 324 с. (Серия: Образовательный процесс).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 18 — 28
Скачиваний: 42