Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 19.07.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №6 Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития

Шерайзина Роза Моисеевна, Александрова Марина Викторовна, Тращенкова Светлана Александровна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-29-37

Информация об авторе:

Шерайзина Р. М., доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003). Александрова М. В., доктор педагогических наук, профессор, профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003). Тращенкова С. А., доктор педагогических наук, профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173003).

Систематизированы ведущие характеристики современной сельской школы, специфические условия ее деятельности. Описаны особенности педагогической деятельности сельского учителя. Представлено содержание индивидуальных педагогических затруднений педагогов данной группы общеобразовательных организаций: отбор учебного материала для работы по «непрофильным» дисциплинам, интеграция учебного материала, психология педагогического общения в разновозрастных группах, система результативных методов, приемов и средств обучения в малочисленных классах, проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, приемы самоорганизации деятельности учителя, самоанализ затруднений в профессиональной деятельности и др. Представлены ведущие компетенции (коммуникативная, проектировочная, рефлексивная), соответствующие компоненты содержания деятельности (интегративно-методологический компонент, информационно-познавательный, личностно-развивающий, рефлексивно-коммуникативный), ведущие принципы подготовки педагога сельской малокомплектной школы. Обоснованы индивидуальные маршруты повышения квалификации, включающие вариативные модели.

Ключевые слова: малокомплектная школа, учитель сельской школы, особенности профессиональной деятельности учителя сельской школы, коммуникативная компетентность учителя сельской школы, проектировочная компетентность учителя сельской школы

Библиография:

1. Шерайзина Р. М. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190–201.

2. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Культурно-исторический анализ развития образования на селе // Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 5–14.

3. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. 284 с.

4. Шерайзина Р. М., Ефлова З. Б., Александрова М. В. Профессия – учитель сельской школы в современном информационном обществе. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. 282 с.

5. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). C. 16–24.

6. Байгулова Н. В. К вопросу о разработке и реализации модели разновозрастной сельской малокомплектной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 32–38.

7. Козырева Е. Ч. Педагогические условия повышения педагогической культуры учителя сельской школы: дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999. 226 с.

8. Вощенкова Н. С. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 183 с.

9. Суворова Г. Ф. Методика работы в совмещенных классах. Минск: Нар. асвета, 1982. 96 с.

10. Князева Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. 158 с.

11. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Сельская школа. 2000. № 4-5. С. 120–131.

12. Зайкин М. И. Сельская малочисленная: уровень базовый и повышенный // Народное образование. 1999. № 7. С. 14–21.

13. Демчинская А. П. Формирование готовности школьников к пропаганде общественно-политических знаний: дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 157 с.

14. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25–26 марта 2021 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 2021. 608 с.

15. Золотарева А. В. Результаты оценки сформированности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школах // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6). С. 95–108.

16. Тихомирова О.В. Изучение профессиональных потребностей учителей сельских школ: результаты опроса // Педагогика сельской школы. 2023. № 3 (17). С. 112–127.

17. Щербаков А. И. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1979. 273 с.

18. Якиманская И. С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. № 1. С. 32–38.

19. Сартакова Е. Е., Окушова Г. А., Еретнова Е. П. Сельская школа в условиях социокультурной модернизации образования: постнеклассические основания для концептуализации // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 206–214.

20. Ефлова З. Б. Предпосылки непрерывного образования сельского учителя в истории российского образования на этапе становления сельской школы и сельского учительства // Педагогика сельской школы. 2021. № 2 (8). С. 106–125.

sherayzina_roza_moiseyevna_29_37_6_58_2024.pdf ( 350.11 kB ) sherayzina_roza_moiseyevna_29_37_6_58_2024.zip ( 368.92 kB )

Выпуск: 6, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 29 — 37

Скачиваний: 557

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ