Подготовка современного учителя к работе в сельской школе: ведущие компетенции и индивидуализированные модели организации профессионального развития
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-29-37
Систематизированы ведущие характеристики современной сельской школы, специфические условия ее деятельности. Описаны особенности педагогической деятельности сельского учителя. Представлено содержание индивидуальных педагогических затруднений педагогов данной группы общеобразовательных организаций: отбор учебного материала для работы по «непрофильным» дисциплинам, интеграция учебного материала, психология педагогического общения в разновозрастных группах, система результативных методов, приемов и средств обучения в малочисленных классах, проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, приемы самоорганизации деятельности учителя, самоанализ затруднений в профессиональной деятельности и др. Представлены ведущие компетенции (коммуникативная, проектировочная, рефлексивная), соответствующие компоненты содержания деятельности (интегративно-методологический компонент, информационно-познавательный, личностно-развивающий, рефлексивно-коммуникативный), ведущие принципы подготовки педагога сельской малокомплектной школы. Обоснованы индивидуальные маршруты повышения квалификации, включающие вариативные модели.
Ключевые слова: малокомплектная школа, учитель сельской школы, особенности профессиональной деятельности учителя сельской школы, коммуникативная компетентность учителя сельской школы, проектировочная компетентность учителя сельской школы
Библиография:
1. Шерайзина Р. М. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190–201.
2. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Культурно-исторический анализ развития образования на селе // Педагогика сельской школы. 2020. № 1 (3). С. 5–14.
3. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект). Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2019. 284 с.
4. Шерайзина Р. М., Ефлова З. Б., Александрова М. В. Профессия – учитель сельской школы в современном информационном обществе. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. 282 с.
5. Байбородова Л. В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). C. 16–24.
6. Байгулова Н. В. К вопросу о разработке и реализации модели разновозрастной сельской малокомплектной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 32–38.
7. Козырева Е. Ч. Педагогические условия повышения педагогической культуры учителя сельской школы: дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999. 226 с.
8. Вощенкова Н. С. Профессиональное развитие сельских учителей в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 183 с.
9. Суворова Г. Ф. Методика работы в совмещенных классах. Минск: Нар. асвета, 1982. 96 с.
10. Князева Р. Н. Обучение химии в условиях сельской школы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. 158 с.
11. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Сельская школа. 2000. № 4-5. С. 120–131.
12. Зайкин М. И. Сельская малочисленная: уровень базовый и повышенный // Народное образование. 1999. № 7. С. 14–21.
13. Демчинская А. П. Формирование готовности школьников к пропаганде общественно-политических знаний: дис. … канд. пед. наук. М., 1986. 157 с.
14. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25–26 марта 2021 г.] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 2021. 608 с.
15. Золотарева А. В. Результаты оценки сформированности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школах // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6). С. 95–108.
16. Тихомирова О.В. Изучение профессиональных потребностей учителей сельских школ: результаты опроса // Педагогика сельской школы. 2023. № 3 (17). С. 112–127.
17. Щербаков А. И. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1979. 273 с.
18. Якиманская И. С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. № 1. С. 32–38.
19. Сартакова Е. Е., Окушова Г. А., Еретнова Е. П. Сельская школа в условиях социокультурной модернизации образования: постнеклассические основания для концептуализации // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 206–214.
20. Ефлова З. Б. Предпосылки непрерывного образования сельского учителя в истории российского образования на этапе становления сельской школы и сельского учительства // Педагогика сельской школы. 2021. № 2 (8). С. 106–125.
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 29 — 37
Скачиваний: 33