Анализ тенденций развития педагогического образования в России в первой четверти ХХI века
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-38-49
Работа посвящена анализу тенденций развития педагогического образования в России. Средствами историко-педагогического анализа систематизированы ведущие тенденции развития высшего образования (глобальные, актуальные и перспективные). Описаны отдельные направления развития современного педагогического образования (интеграция технологий, компетентностный подход, междисциплинарность, индивидуализация, профессиональное развитие преподавателей, оценка качества образования, реформирование высшего педагогического образования, развитие сетевого взаимодействия, поддержка инновационных образовательных программ, эмоциональное и социальное обучение, педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта, устойчивое развитие, становление цифровой экосистемы, трансдисциплинарность) и педагогического университета, в том числе процессы регионализации педагогического образования; становления цифровой экосреды педагогического вуза; развития его техносферы; формирования на базе педагогического вуза полисетевых образовательных объединений; развития системы непрерывного педагогического образования; использования партисипативных, персонализированных моделей сопровождения участников процесса в педагогическом вузе; управления подготовкой и профессиональным развитием педагогических кадров, в том числе в области организации социального партнерства; обновления содержания педагогического образования, в том числе на основании принципа трансдисциплинарности.
Ключевые слова: тенденции, направления развития высшего образования, направления развития педагогического образования, современное педагогическое образование, педагогический университет
Библиография:
1. Хайрутдинов Р. Р. О тенденциях развития высшего образования в России // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1, № 1. С. 71–78.
2. Тенденции развития высшего образования в мире и в России: аналитический доклад дайджест Научно-исследовательского института развития образования. М.: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2021. 199 с.
3. Островский А. В., Кудина М. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 229–244. doi: 10.24411/2070-1381-2020-10041
4. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 113–121. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-113-121
5. Сепик Т. Г. Тренды развития педагогического образования в условиях цифровизации // Социальная компетентность. 2021. Т. 6, № 4 (22). С. 439–447.
6. Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Технопарк универсальных педагогических компетенций как современное профессионально ориентированное развивающее пространство // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. С. 10. doi: 10.17513/spno.32130
7. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Становление и развитие региональной экосистемы непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Великий Новгород, 2023. С. 36–41. doi: 10.34680/978-5-89896-840-3/2023.education.06
8. Ворошнина О. Р., Гаврилова Е. В., Прозументик О. В. Социальное партнерство в подготовке педагогических кадров для системы образования: актуальные направления и формы // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 31–38.
9. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Тренды педагогического образования – основные направления развития Педагогического института // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 187. С. 7–14. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-187-7-14
10. Крежевских О. В. Трансдисциплинарность как современная стратегия развития высшего педагогического образования в России // Педагогическое образование в России. 2023. № 5. С. 8–18.
11. Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: программа V Всероссийского научно-образовательного форума с международным участием. Ростов н/Д, 2023. 124 с. URL: https://mgimo.ru/upload/2023/10/v-ped-forum.pdf?ysclid=lr58aufu67481457765 (дата обращения: 24.04.2024).
12. Тагунова И. А., Долгая О. И. Тенденции в организации педагогического образования в странах – лидерах по качеству образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 5 (78). С. 78–92. doi: 10.24412/2224-0772-2021-78-78-92
13. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 1–10. doi: 10.30853/ped20220003
14. Бермус А. Г. Актуальные проблемы становления отечественной системы непрерывного педагогического образования // Образование в изменяющемся обществе: новый взгляд на теорию и практику (Девятые Лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции. Псков, 2021. С. 89–94.
15. Бермус А. Г., Сериков В. В., Алтыникова Н. В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 4. С. 667–691. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691
16. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н., Смирнова Е. А., Никонова О. Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 27–47. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47
17. Долганова Н. Ф. Об организационно-методическом сопровождении реализации магистерской программы по профилю «Педагогика сельской школы» // Миссия педагога в новой реальности: материалы Международной научно-практической конференции. Томск: ТГПУ, 2023. С. 25–30.
18. Омельченко Е. А., Чурекова Т. М. Самопроектированиe студентами вуза индивидуального образовательного пространства // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы X Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 3–5.
19. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 14–36.
20. Анохина М. Е., Бородулин В. А. Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды // Современные технологии управления. 2023. № 1 (101). URL: https://sovman.ru/article/10101 (дата обращения: 24.04.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 38 — 49
Скачиваний: 29