Связь эмоционального интеллекта и самоотношения у представителей разных типов профессий
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-93-102
Преобразования, происходящие в современном обществе, с каждым годом все больше усложняют содержание любой профессиональной деятельности, что приводит к изменениям в деловой среде организации, и прежде всего в межличностном общении и взаимоотношении между ее сотрудниками. Формирование навыков эффективного общения на сегодняшний день является важным и необходимым условием развития каждого сотрудника организации. Те сотрудники, которые смогут развить у себя на высоком уровне эмоциональный интеллект, т. е. научатся регулировать свои эмоциональные состояния, понимать эмоции и чувства окружающих и ориентироваться на них в процессе взаимодействия, смогут эффективно достигать поставленные перед ними цели и быть успешными в своей сфере деятельности. Поэтому можно предположить, что у представителей разных типов профессий эмоциональный интеллект имеет свои особенности, а специфика профессиональной деятельности человека будет оказывать воздействие на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения. Исследование проводилось на базе центров, оказывающих психологическую помощь, дизайнерских агентств и компаний в области продвижения современных информационных технологий г. Белгорода. В качестве диагностического инструментария применялся Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард (адаптация Г. Г. Князева и др.) и Тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. В тестировании участвовали 32 психолога, занимающихся частной практикой, 27 дизайнеров интерьеров, создающих дизайн-проекты жилых и офисных помещений, и 34 IT-специалиста, разрабатывающих и внедряющих программные продукты. Полученные в ходе исследования данные и их анализ позволили сделать вывод о том, что уровень развития эмоционального интеллекта и практически всех его показателей преобладает у психологов. Установлено, что на характер связей между показателями эмоционального интеллекта и самоотношения оказывает воздействие специфика профессиональной деятельности каждой рассматриваемой выборки.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самоотношение, психологи, дизайнеры интерьеров, IT-специалисты, экспрессивность, эмпатия, сопереживание, аутосимпатия, самоинтерес, самопринятие, самообвинение
Библиография:
1. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, cognition and personality. 1990. Vol. 9, № 3. Р. 185–211.
2. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. С. 25–26.
3. Карпов А. В., Петровская А. С. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль: ЯрГУ, 2008. С. 344.
4. Ланских М. В., Гасанова Д. Р. Особенности эмоционального интеллекта у представителей разных профессий // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2023. № 2. С. 52–58.
5. Соловьева О. В., Бондаренко О. С. Эмоциональный интеллект в структуре профессионально важных качеств психолога разной профессиональной направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 465–469.
6. Шорина А. Эмоциональный интеллект: что это, как и для чего его развивать // Точка зрения от школы Bang Bang Education: электронный журнал. URL: https://bangbangeducation.ru/point/psikhologhiia/chto-takoeemoczionalnyj-intellekt (дата обращения: 10.12.2023).
7. Шлыкова Т. Ю., Бараева Е. И., Кулыба В. В., Демьянчик Е. А. Эмоциональное выгорание как фактор снижения эмоционального интеллекта в деятельности инженеров-программистов компаний IT // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2017. № 17-3. С. 427–435.
8. Степанов И. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 110–115.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2012. С. 478.
10. Андреева И. Н. Интегративная модель эмоционального интеллекта // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 1. С. 125–133.
11. Обухова Ю. В., Бороховский Е. Ф. Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. C. 40–51. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2021_n2 (дата обращения: 10.12.2023).
12. Sergienko E., Khlevnaya E., Osipenko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 1. С. 45–61. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/en/2020-10-1/352984892.html (дата обращения: 08.12.2023).
13. Панкова Т. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 2 (10). URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/943 (дата обращения: 08.12.2023).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 93 — 102
Скачиваний: 35