Оценка психологической адаптации первокурсников через самооценку показателей здоровья
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-125-133
Адаптация к изменениям среды с физиологической точки зрения представляет собой стрессорную реакцию, активирующую выработку приспособления к этим изменениям. Ключевым фактором, запускающим стрессорную реакцию, является новизна, фактором успешности адаптации – стрессоустойчивость, приспособляемость индивида. Успешность адаптационного процесса первокурсников проявляется в результатах учебной деятельности, сфере социального взаимодействия, показателях здоровья (физического и психологического). Проявлениями дезадаптации являются снижение показателей физического функционирования и психологического благополучия, которые, в свою очередь, отражаются на академической и социальной успешности. Таким образом, показатели здоровья и их изменения можно рассматривать как индикатор успешности адаптивного процесса, а применение соответствующих инструментов диагностики – компактным методом всесторонней оценки адаптации, включающей физиологический и психологический аспекты. Целью исследования является мониторинг психологической адаптации студентов-первокурсников через показатели здоровья (физического и психологического). В 2023 г. в исследовании приняли участие 276 студентов первого курса педагогического вуза, в том числе 22 несовершеннолетних. Половозрастной состав выборки: 240 девушек, 36 юношей (17–22 года). В 2024 г. – 178 студентов, в том числе 9 несовершеннолетних. Половозрастной состав выборки (17–21 года): 145 девушек, 33 юноши. Использованный инструментарий: тестирование при помощи SF-36 – опросника оценки качества жизни. Полученные данные показали, что большинство значений по шкалам в выборке соответствует средним значениям в популяции или превышает популяционные показатели, статистически значимых различий между средними значениями в выборке и в популяции обнаружено не было. Анализ индивидуальных результатов позволил выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи. Индивидуальная работа подтверждает информативность и валидность использованного диагностического инструмента, позволяющего выявить проявления дезадаптации и конкретизировать мишени психологической работы.
Ключевые слова: психологическая адаптация, первый курс, студент, здоровье
Библиография:
1. Жуков Д. А. Психогенетика стресса. Поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб.: СПбЦНТИ. 1997. 176 с.
2. Monleon S. et al. Attenuation of sucrose consumption in mice by chronic mild stress and its restoration by imipramine // Pshychopharmacology. 1995. № 117. P. 453–457.
3. Грибов В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 1999. 180 с.
4. Рунова С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000. 200 с.
5. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3 (51). С. 37–48.
6. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 179 с.
7. Юркина М. С., Смирнов А. А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к вузу // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 82–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-iaprobatsiya-metodiki-dlya-ekspress-diagnostiki-urovnya-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 20.03.2024).
8. Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования. М., 2023. 127 с.
9. Горчакова В. А., Ланда Л. А., Матыцына В. А. и др. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18, № 4. С. 5–14.
10. Краснова-Гольева В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 1. С. 1–15. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 20.03.2024).
11. Петрова Е. А., Назаренко В. В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, № 2. С. 48–61. doi: 10.17759/cpp.2021290203
12. Чубаровский В. В., Некрасов М. А. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста (клинико-эпидемиологический аспект). Орел: ОГУ; Картуш, 2005. 128 с.
13. Жигадло А. П., Якубенко О. В. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования. Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. 133 с.
14. Шифнер Н. А., Бобров А. Е., Кулыгина М. А. Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2011. № 4. С. 64–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-dinamicheskaya-harakteristika-rasstroystv-adaptatsii-u-studentov (дата обращения: 20.03.2024).
15. Коломиец О. И., Петрушкина Н. П., Макунина О. А. Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 97–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zabolevaemost-i-vegetativnyy-status-studentov-pervokursnikov-kak-pokazateli-strategii-adaptatsii-kobucheniyu-v-vysshih-uchebnyh (дата обращения: 20.03.2024).
16. Кожевникова Н. Г. Особенности заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к обучению в вузе // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2012. № 5. С. 143–145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zabolevaemosti-studentov-podrostkov-v-protsesse-adaptatsii-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 20.03.2024).
17. Александровский Ю. А. Состояния психической адаптации и невротические расстройства. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. 302 c.
18. Ware J. E., Snow K. K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 Health Survey. Manual and interpretation guide // The Health Institute, New England Medical Center. Boston, Mass., 1993. 316 p.
19. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И., Ребров А. П., Сороцкая В. Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику СФ-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «Мираж») // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyatsionnye-pokazateli-kachestva-zhizni-po-oprosniku-sf-36-rezultaty-mnogotsentrovogo-issledovaniyakachestva-zhizni-mirazh (дата обращения: 20.03.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 125 — 133
Скачиваний: 33