Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 30.05.2025
Главная Выпуски журнала 2024 Год Выпуск №6 Стереотипы, установки, предрассудки и предубеждения в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Стереотипы, установки, предрассудки и предубеждения в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей

Пивоварова Анна Викторовна

DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-134-143

Информация об авторе:

Пивоварова А. В., научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061).

Рассматривается вопрос формирования новых стереотипов профессиональной педагогической деятельности, которые могут заменить негативные и устаревшие, деструктивно влияющие на результат труда сельских учителей, который, по сравнению с городскими, осложняется особенностями функционирования образовательной организации в сельской местности. Доказывается тезис о том, что полифункциональная деятельность сельского педагога способствует формированию особых стереотипов, в первую очередь связанных с организацией образовательного процесса (в том числе о значении малочисленных школ и их реструктуризации, использовании сетевых механизмов, проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и др.). В число таких представлений, сформировавшихся в 60–90-е годы среди педагогов сельских школ (в первую очередь малочисленных), входит твердая уверенность части учителей и руководителей о «второсортности» работников данной группы общеобразовательных организаций, низком качестве их деятельности. Осуществлен анализ понятий «стереотипы», «установки», «предрассудки», «предубеждения» в профессиональной педагогической деятельности сельских учителей. На основе сравнительных характеристик выявлены общие и отличительные черты перечисленных психологических явлений, которые можно использовать при работе по формированию стереотипов профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, стереотипы, установки, предубеждения, предрассудки, сельские учителя

Библиография:

1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 412 c.

2. Обоянцева О. В. Условия формирования кадрового ресурса нового типа как механизма комплексных структурных изменений малокомплектных школ Томской области // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 51–56.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: АН СССР Институт психологии, 1986. 254 c.

4. Шмелёв А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 158 c.

5. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 489 с.

6. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126–130.

7. Мурадян С. А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа. Ереван, 1977. 168 c.

8. Узнадзе Д. Н Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 c.

9. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89–105.

10. Чарквиани Д. А. Мотивационные и структурные характеристики социальных установок: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Тбилиси, 1989. 49 с.

11. Pattern and growth in personality by Allport, Gordon W. (Gordon Willard), 1897–1967. Р. 593.

12. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 166 с.

13. Thurstone L. L. The Measurement of Social Attitudes // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1931. № 26. Р. 249–269.

14. Артемов В. Л. Стереотипизация сознания – секрет воздействия средств массовой информации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 3. С. 43–52.

15. Установка // Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 800 с.

16. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001. 123 c.

17. Джавахишвили Е. В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: дис. … канд. психол. наук. Тбилиси, 1988.119 c.

18. Мотивация // Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 593.

19. Мотив // Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 591.

20. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000. 428 c.

21. Тезаурус социологии. Тематический словарь-справочник. Профессиональный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 112.

22. Социология: энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. С. 1272.

23. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

24. Пивоварова А. В. Концепция социального действия М. Вебера как теоретическая основа изучения стереотипов профессиональной педагогической деятельности // Миссия педагога в новой реальности: материалы Международной научно-практ. конф. Томск: ТГПУ, 2023. С. 436–439.

25. Мурадян С. А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа: дис. … канд. филос. наук. Ереван, 1977. 168 c.

26. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание. М., 1992. С. 56.

27. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Академический проект, 2020. 428 с.

28. The nature of prejudice. Gordon Willard, 1897–1967.

pivovarova_anna_viktorovna_134_143_6_58_2024.pdf ( 394.16 kB ) pivovarova_anna_viktorovna_134_143_6_58_2024.zip ( 385.5 kB )

Выпуск: 6, 2024

Серия выпуска: Выпуск № 6

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 134 — 143

Скачиваний: 462

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ