Взаимосвязь психологического благополучия подростков с особенностями их взаимоотношений с родителями
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-144-153
Рассматривается вопрос, раскрывающий связь детско-родительских отношений и психологического благополучия подростков. Показано, что психологическое благополучие представляет собой сложный личностный конструкт, включающий в себя несколько важных факторов, влияющих на успешное или проблемное прохождение кризисного этапа в развитии. Дана характеристика психологического благополучия и его основных компонентов – автономия, самопринятие, управление средой, личностный рост, наличие цели в жизни. Приведены результаты эмпирического исследования, которое позволило определить факторы, влияющие на психологическое благополучие подростка, и определены стили родительского взаимодействия, способствующие его проявлению. Показано, что недостаточное внимание со стороны родителей, низкий уровень эмоциональной поддержки, сочетание авторитарного и индифферентного стиля руководства негативно влияют на психологическое благополучие подростка. Подростки с высоким уровнем психологического благополучия воспитываются в семьях с преобладанием авторитетного стиля взаимодействия. В качестве наиболее существенных особенностей взаимоотношений в семье, оказывающих позитивное влияние на психологическое благополучие подростка, выступают эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, согласие, последовательность воспитания и удовлетворенность отношениями. Материалы исследования могут быть полезны психологам, работающим с семьями, воспитывающими подростков.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, стили семейного воспитания, психологическое благополучие подростка
Библиография:
1. Самохвалова А. Г., Шипова Н. С., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29–48. doi: https://doi.org/10.17759/cpp.2022300103 (дата обращения: 23.01.2024).
2. Выготский Л. С. Психология детского возраста. М.: Эксмо-пресс, 2000. 1008 с.
3. Сулейманова Р. Р. Взаимосвязь стилей родительского воспитания и особенностей общения у детей раннего подросткового возраста // Форум молодых ученых. 2022. № 10 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-stiley-roditelskogo-vospitaniya-i-osobennostey-obscheniya-u-detey-rannego-podrostkovogovozrasta (дата обращения: 26.06.2023).
4. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 394 с. URL: https://urait.ru/bcode/536199 (дата обращения: 14.12.2022).
5. Екимова В. И., Вецель А. Н., Розенова М. И. Влияние детско-родительских отношений на социометрический статус старшеклассника в группе сверстников // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. C. 113–123. doi: https://doi.org/10.17759/chp.2022180111 (дата обращения: 16.02.2024).
6. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17, № 3. C. 9–21. doi: 10.17759/bppe.2020170301 (дата обращения: 11.11.2023).
7. Суворова О. В., Васина И. В. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в свете возрастных задач и проблем современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-aspekt-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-svetevozrastnyh-zadach-i-problem-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 25.06.2023).
8. Якимова П. И., Попова Ю. И. Взаимосвязь детско-родительских отношений и развития мотивации в подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-razvitiya-motivatsii-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 25.06.2023).
9. Ганичева А. Н., Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 291 с. URL: https://urait.ru/bcode/537891 (дата обращения: 05.05.2023).
10. Лоскутова Т. Л., Бунос Е. А. Семья как социальный институт стили семейного воспитания // IN SITU. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-sotsialnyy-institut-stili-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 26.06.2023).
11. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 8 (62). URL: https://research-journal.org/archive/8-62-2017-august/vliyanie-stilya-semejnogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detej-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.05.2023).
12. Доронина А. В. Особенности межличностных отношений подростка // Символ науки. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-podrostka (дата обращения: 25.06.2023).
13. Макеева Н. Ю. Исследование особенностей социально-психологического благополучия подростков из семей с ненормативными семейными кризисами // Вестник Тверского государственного университета. Серия: «Психология и педагогика». 2020. № 3 (52). С. 49–59.
14. Елагина В. С., Резник Н. А. Особенности взаимоотношений подростков с родителями // Педагогика: история, перспективы. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimootnosheniy-podrostkovs-roditelyami (дата обращения: 24.06.2023).
15. Бондаренко Ю. С., Килинская Н. В. Особенности адаптивности подростков с разным восприятием воспитательной практики родителей // Психология и психотехника. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptivnosti-podrostkov-s-raznym-vospriyatiem-vospitatelnoy-praktiki-roditeley (дата обращения: 24.06.2023).
16. Тимофеева Я. А., Петрова С. А. Влияние семейного воспитания на развитие эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semeynogo-vospitaniya-na-razvitie-emotsionalnogo-intellekta (дата обращения: 26.06.2023).
17. Мелконян А. М. Влияние семьи на социализацию подростка // Вестник науки. 2021. № 12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-semi-na-sotsializatsiyu-podrostka-1 (дата обращения: 27.06.2023).
18. Веретенникова Ю. Д. Влияние стилей семейного воспитания на самооценку ребенка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniestiley-semeynogo-vospitaniya-na-samootsenku-rebenka (дата обращения: 27.06.2023).
19. Кагосян А. С., Стародумов Л. Л. Влияние психологической дистанции в семье на формирование личности подростка // Образование и право. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologicheskoydistantsii-v-semie-na-formirovanie-lichnosti-podrostka (дата обращения: 27.06.2023).
20. Джиоева Г. Х. Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanieedinstvennogo-rebenka-v-semie-problemy-i-ozhidaniya (дата обращения: 05.11.2022).
21. Матвиенко С. В. Приоритет семьи в воспитании ребенка // Образование и право. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritet-semi-v-vospitanii-rebenka (дата обращения: 15.11.2023).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 144 — 153
Скачиваний: 38