Ценностно-смысловые ориентиры будущих педагогов: анализ понятий и обзор исследований на современном этапе
DOI: 10.23951/2307-6127-2024-6-154-169
На основе анализа исследований, посвященных ценностно-смысловым основам подготовки будущих педагогов, обозначено и выявлено, что ценностные ориентиры представляют собой ключевые понятия, являющиеся основаниями для целеполагания и выбора направления деятельности личности, а ценностно-смысловые ориентации – это часть структуры личности, которая включает личностные смыслы, мотивы, интересы. Ценностно-смысловые ориентации определяют направленность деятельности личности и становятся детерминантом ее развития. Представлен результат обзора диссертационных исследований и рецензируемых научных публикаций за последние три года (2022–2024). Выявлено, что исследования позволяют определить ценностную составляющую конкретных частей образовательного процесса, применить ценностно-смысловой подход для анализа и описания образовательных практик или определить условия, влияющие на формирование ценностных отношений обучающихся к чему-либо. Большое количество научных работ посвящено ценностно-смысловым ориентациям действующих и будущих педагогов в контексте непрерывного педагогического образования. Остаются открытыми вопросы о том, как должны быть реализованы такие же единые ценностно-смысловые основы педагогического образования в контексте единого образовательного пространства.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, ценностные ориентации, ценностно-смысловые ориентации, будущие педагоги, ценности педагогической деятельности
Библиография:
1. Сухина И. Г. Ценности как мировоззренческие ориентиры человеческого бытия // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2023. № 2. С. 53–64.
2. Чуркина Н. И. Методология формирования ценностных ориентаций будущих учителей на разных этапах профессиональной подготовки // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023. № 4 (41). С. 220–225.
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 20.09.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49230 (дата обращения: 21.09.2024).
5. Федеральный закон от 25.12.2023 № 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50186 (дата обращения: 11.09.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.09.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 10.09.2024).
8. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 09.09.2024).
9. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 01.09.2024).
10. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-02-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie-122 (дата обращения: 23.09.2024).
11. Иванов Е. В. О приоритетах образования в контексте глобальных проблем современного мира // Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 85–94.
12. Елишев С. О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11). С. 82–96.
13. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. М.; СПб.: Рипол-Норинт, 2008. Т. 2. 427 с.
14. Сухина И. Г. Ценность как универсальный антропологический феномен: основы философского анализа // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4, № 5. С. 368–380.
15. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 624 с.
16. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3–23.
17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
18. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.
19. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
20. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. 142 с.
21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. Т. 1. 280 с.
22. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
23. Лидак Л. В., Тимошенко Т. А. Аксиологический подход к исследованию ценностных ориентаций подростков в современной социальной ситуации // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 2. С. 26–38.
24. Везетиу Е. В. Аксиологические основы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 53–55.
25. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 672 с.
26. Социология: энциклопедия / сост: А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
27. Бессонов Е. Г. Ценностные ориентиры духовной культуры молодежи: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2006. 233 с.
28. Митрофанова Ю. Н. Ценностные ориентиры корпоративной культуры в контексте национальной ментальности: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2014. 22 с.
29. Эрдниев А. С. О разграничении понятий: ценностные ориентации и ценностные ориентиры // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел: сб. науч. тр. VI Междунар. конф., Москва, 9–10 июня 2022 г. М.: МУ МВД РФ, 2022. С. 442–446.
30. Двойнин М. Л., Двойнин А. М. Ценностно-смысловая ориентация молодежи на здоровый образ жизни: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. 162 с.
31. Макеева Т. В., Гурьянчик В. Н. Непрерывное образование как ценностная основа профессиональной деятельности педагога // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. С. 28–34.
32. Харисова И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 257–264.
33. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 3. С. 5–17.
34. Легостаева И. В. Педагогическое сообщество университета как носитель и транслятор социокультурных ценностей // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. С. 230–233.
35. Шипилина Л. А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике // Вестник Мининского ун-та. 2022. Т. 10, № 4. С. 11.
36. Акимова Л. А. Педагогическая концепция становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2020. 488 с.
37. Цакаева Х. Б. Педагогическое содействие студентам университета в формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни: дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2021. 203 с.
38. Туркаева Л. В. Стратегия формирования у студентов педагогического университета ценностного отношения к правовым нормам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2020. 28 с.
39. Ёлкина К. К. Педагогические условия развития семейной идентичности студентов вуза – будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2023. 165 с.
40. Савинова А. Е. Формирование патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2022. 297 с.
41. Карабахцян С. К. Педагогическое сопровождение развития социально-профессиональной мобильности студентов в образовательном пространстве вуза: дис. ... канд. пед. наук. Армавир, 2023. 197 с.
42. Шаляпина С. В. Организационно-педагогические условия содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 205 с.
43. Хафизова А. А. Педагогическая модель формирования готовности к творческому саморазвитию будущих учителей начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2021. 22 с.
44. Шаухалова Р. А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2021. 28 с.
45. Самошкина Я. С. Формирование межкультурной компетентности студентов в контексте образования для устойчивого развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2022. 24 с.
46. Бабарыкина Н. В. Развитие этнокультурных ценностей студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2021. 212 с.
47. Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. 283 с.
48. Ансимова Н. П., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Ценностно-смысловая основа педагогической деятельности: сравнительный анализ отношения педагогов и учащихся педагогических классов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. C. 37–51.
49. Груздев М. В., Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Анализ ценностно-смысловых ориентаций обучающихся психолого-педагогических классов // Ярославский пед. вестник. 2021. № 5 (122). С. 8–17.
50. Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Методология обеспечения преемственности результатов различных уровней профессионального педагогического образования // Человек и образование. 2021. Вып. 4 (69). C. 94-104. URL: https://человекиобразование.рф/S181570410018636-4-1 (дата обращения: 29.09.2024).
51. Энзельдт Н. В. Анализ профессиональных ценностных ориентиров студентов педагогического вуза // МНКО. 2021. № 5 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-professionalnyh-tsennostnyh-orientirovstudentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 02.10.2024).
52. Хачикян Е. И., Заборина М. А., Брант Е. А. Аксиологические аспекты ценностных ориентаций будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 299–302.
53. Ансимова Н. П. Сравнительный анализ дефицитов в формировании педагогических ценностей на разных этапах профессионализации // Ярославский пед. вестник. 2021. № 6 (123). С. 46–56.
54. Каменная Е. О., Коноплева Н. А. Образование как базовая ценность российской культуры: история и современность // Ценности и смыслы. 2022. № 2 (78). С. 146–160.
55. Хазанов И. Я. Формирование смысла педагогической деятельности у будущих учителей // Вестник Томского гос. ун-та. 2022. № 478. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-smysla-pedagogicheskoydeyatelnosti-u-buduschih-uchiteley (дата обращения: 20.09.2024).
56. Сагитдинова Т. К. Ценностно-смысловой подход к профессиональному развитию современного педагога // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoy-podhod-k-professionalnomu-razvitiyu-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 29.09.2024).
57. Кремень С. А., Кремень Ф. М. Ценностные основания выбора педагогической профессии // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-vybora-pedagogicheskoy-professii (дата обращения: 19.09.2024).
58. Готовцева Н. Г. Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-posredstvom-lichnostnoprofessionalnoy-samoaktualizatsii (дата обращения: 19.09.2024).
59. Чекалева Н. В., Лоренц В. В. Формирование профессионально значимых ценностей в процессе практико-ориентированной подготовки студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2023. № 210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalno-znachimyh-tsennostey-v-protsessepraktiko-orientirovannoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 19.09.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЗОРЫ
Страницы: 154 — 169
Скачиваний: 38