Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №1 Педагогическая модель формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе вуза
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Педагогическая модель формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе вуза

Кравчук Марина Валентиновна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-1-9-15

Информация об авторе:

Кравчук М. В. (ранее Николаева), аспирант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (ул. Ленина, 20, Рязань, Россия, 390000); преподаватель, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова (пл. Генерала армии В. Ф. Маргелова, 1, Рязань, Россия, 390031). E-mail: artsnn@gmail.com https://orcid.org/0009-0001-2292-3565 SPIN-код: 8211-0840

Обоснована актуальность и необходимость разработки модели педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе в условиях всеобщей информатизации и погруженности молодежи в открытую интернет-среду. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «информационно-психологическая безопасность личности». Уточнено содержание данного понятия. Предложена теоретическая модель процесса формирования информационно-психологической безопасности обучающихся вуза. В проекте модели выделены четыре блока: методологический, содержательный, процессуальный, результативно-целевой. Дана подробная характеристика каждого блока модели. Выделены критерии сформированности информационнопсихологической безопасности личности обучающихся вуза. Представлена характеристика уровней сформированности данного личностного новообразования. Результатом реализации модели является рост уровня сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе. Это выражается в более осознанном и ответственном отношении к поступающей информации, в развитии умений безопасной работы с различным контентом, размещенным в глобальной сети, в формировании навыков психологической самозащиты в случае негативного информационного воздействия и умения своевременно распознавать манипулятивные приемы в условиях виртуальной и реальной коммуникаций. Предлагаемая модель может быть использована педагогами при составлении программы педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности студентов в образовательных учреждениях высшего образования.

Ключевые слова: педагогическая модель, информационно-психологическая безопасность, высшие учебные заведения, интернет

Библиография:

1. Указ Президента РФ от 09.05. 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 21.03.2024).

2. Мусифуллин С. Р. Формирование медиаграмотности студентов педагогического вуза в условиях трансформации образовательного процесса // Science for Education Today. 2023. № 1. С. 7–27.

3. Ахметвалиева А. А. Развитие культуры информационно-психологической безопасности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 189 с.

4. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5, № 2. С. 62–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-osnovnye-polozheniya (дата обращения: 25.03.2024).

5. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с. URL: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm (дата обращения: 21.03.2024).

6. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. 388 с. URL: https://www.koob.ru/manoilo/state_information_policy (дата обращения: 25.03.2024).

7. Синицын Д. С. Психолого-педагогические условия обучения информационно-психологической безопасности подростков: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 155 с.

8. Байкова Л. А., Матвеев Р. Е. Проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. № 1. С. 155–162.

9. Васько Т. П. Особенности информационно-психологической безопасности студентов гуманитарного вуза: дис. … д-ра философии. Алматы, 2019. 156 с.

10. Ляшук А. В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2008. 199 с.

11. Байкова Л. А., Кравчук М. В. Ценностные ориентации как критерий сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 3 (67). С. 73–82.

12. Дашкова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2005. 220 с.

13. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: РАН, 2009. 136 с.

14. Холодный Ю. И., Тарапанова Е. А. Информационно-психологическая безопасность, лженаука и критическое мышление // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 89–93.

15. Орлова А. В., Талов Д. П. Взаимосвязь уровня развития критического мышления подростков с их личностными характеристиками и показателями интеллекта // Психология человека в образовании. 2021. № 2. С. 153–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya-razvitiya-kriticheskogomyshleniya-podrostkov-s-ih-lichnostnymi-harakteristikami-i-pokazatelyami-intellekta (дата обращения: 28.03.2024).

16. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. 2023. № 3. С. 28–43.

17. Николаева М. В. Ценностные ориентации личности как основной критерий сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы ХIII Междунар. науч.-практ. конф. (13–15 октября 2022 г.). Рязань, 2022. С. 71–76.

18. Южанинова Е. Р. Реализация ценности свободы в пространстве интернета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4. С. 214–218. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-tsennostisvobody-v-prostranstve-interneta.pdf (дата обращения: 23.03.2024).

19. Ежевская Т. И. Ценности как системообразующий фактор информационно-психологической безопасности личности // Приволжский научный вестник. 2011. № 1. С. 80–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-informatsionno-psihologicheskoybezopasnosti-lichnosti (дата обращения: 23.03.2024).

kravchuk_marina_valentinovna_9_15_1_59_2025.pdf ( 461.47 kB ) kravchuk_marina_valentinovna_9_15_1_59_2025.zip ( 458.1 kB )

Выпуск: 1, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 9 — 15

Скачиваний: 231

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ