Самоопределение как основная компетенция предпринимателя в сфере образования
DOI: 10.23951/2307-6127-2025-1-36-45
В статье рассматриваются современные тенденции в области развития предпринимательства, значимость молодежного предпринимательства и формирование соответствующих компетенций в условиях университета. Особое внимание уделяется предпринимательству в сфере образования. На примере разворачивания программы бакалавриата «Образовательные проекты: управление и предпринимательство» в Московской высшей школе социальных и экономических наук авторы рассуждают о способности к самоопределению как ключевой для предпринимательской деятельности в образовании. В статье предложены практики развития способности к самоопределению, разработаны критерии диагностики ее становления.
Ключевые слова: предпринимательство в образовании, компетенции предпринимателя, способы формирования компетентности в области самоопределения, рефлексия, новые образовательные продукты
Библиография:
1. Правительство обозначило приоритеты развития сектора МСП до 2030 года (публицистическая статья). URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/pravitelstvo-oboznachilo-prioritetyrazvitiya-sektora-msp-do-2030-goda (дата обращения: 25.04.2024).
2. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / П. С. Сорокин, А. Б. Повалко, С. Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 48 c.
3. Рубин Ю. Б. Разработка профессионального стандарта предпринимателя как условие повышения эффективности вовлечения молодежи в предпринимательство // Современная конкуренция. 2021. Т. 15, № 1 (81). С. 45–61. doi: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-45-61
4. Солодихина А. А., Солодихина М. В. Курс «Техно-стартап» Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность // Journal of Modern Competition. 2021. Vol. 15, № 2. P. 132–143.
5. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 248–276.
6. Laspita S., Sitaridis I., Kitsios F., Sarri K. Founder or employee? The effect of social factors and the role of entrepreneurship education // Journal of Business Research. January 2023. Vol. 155. Part A. P. 1–40.
7. Авилкина С. В., Леонтьева Л. С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 427–437.
8. Leiva J. C., Mora-Esquivel R., Solís M. Nascent entrepreneurship in university students: the role of the context // Venture Capital. 2023. doi: 10.1080/13691066.2023.2171318
9. Bergmann H., Geissler M., Hundt K., Grave B. The climate for entrepreneurship at higher education institutions // Research Policy. May 2018. Vol. 47, iss. 4. P. 700–716.
10. Богатырева К., Эдельман Л. Ф., Манолова Т. С., Осиевский А., Широкова Г. Когда предпринимательские намерения приводят к действиям? Роль национальной культуры // Журнал бизнес-исследований. Март 2019. Т. 96. С. 309–321.
11. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007. 864 с.
12. Нуреев P. M. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике // Пространство экономики. 2003. № 4. C. 31–47.
13. Антипина Е. В. Инновационная концепция предпринимательства Й. Шумпетера: теоретические аспекты // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2014. № 10 (76). C. 30–41.
14. Diamond Jr., Arthur M. Schumpeter’s Creative Destruction: A Review of the Evidence // The Journal of Private Enterprise. 2006. Vol. 22, № 1. P. 120–146.
15. Щедровицкий П. Г. Предпринимательство в контексте усложнения системы разделения труда. URL: https://shchedrovitskiy.com/predprinimatelstvo-i-razdelenie-truda/ (дата обращения: 25.04.2024).
16. Davidsson, Per. Paul D. Reynolds: Entrepreneurship Research Innovator, Coordinator, and Disseminator // Small Business Economics. 2005. Vol. 24. P. 351–358. doi: 10.1007/s11187-005-0690-z
17. Bornstein D. Response to Review of How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas // Children, Youth and Environments. 2005. Vol. 15, no. 2, P. 405–409. https://dx.doi.org/10.1353/cye.2005.0027
18. Рубцова О. Л. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования // Проблемы современной экономики. 2017. № 3 (63). С. 219–221.
19. Буняк Н. М. Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. № 2. P. 142–147.
20. Федоренко Е. Ю., Островерх О. С., Калиновская К. С., Александрова О. В. К вопросу о предпринимательском университете психолого-педагогического профиля. Практики развития и современное образование: принципы и способы построения: материалы 28-й научно-практической конференции. Красноярск, 2022. С. 91–106.
21. Чистова А. А., Песоцкий Ю. С. Факторы проектирования компетентностной модели выпускника высшего предпринимательского образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. C. 1–10.
22. Ливенцова Е. Ю. Содержание и структура социально-предпринимательской компетентности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). C. 125–129.
23. Лапин Н. М. Предпринимательство как особая форма креативной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 8. C. 360–363.
24. Щедровицкий П. Г. Эскизные наброски к базовой схеме самоопределения. URL: https://shchedrovitskiy.com/nabroski-k-bazovoy-sheme-samoopredeleniya-1/ (дата обращения: 25.04.2024).
25. Хасан Б. И. Содержательный конфликт как условие оформления образовательного интереса и профессионального самоопределения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Красноярск, 2–3 апреля 2020 года / отв. ред. Д. В. Ким. Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. Т. 2. С. 11–13.
26. Фрумин И. Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе // Проблемы самоопределения молодежи. Красноярск, 1987. С. 52–54.
27. Попов А. А., Аверков М. С., Матюнина М. А. Самоопределение: модель и способ организации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 154–170.
28. Khasan B. I., Fedorenko E. Iu. Conflicts, Negotiations and Risks in Educational Relationship // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2014. Vol. 7, № 4. P. 619–627.
29. Kayyali M. Promoting Entrepreneurship and Innovation in Higher Education. 2023. Vol. 2 (1). P. 1–26.
30. Lu H., Chen F., Song X. Innovation and Entrepreneurship in Collaborative Education in Colleges and Universities // South Asian Journal of Social Studies and Economics. 2023. Vol. 18. P. 14–21. doi: 10.9734/sajsse/2023/v18i2652
31. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. Т. 19, № 93. C. 24–32.
32. Yudina J. G., Fedorenko E. Y., Dreytser S. I. et al. Essence and levels of development of pedagogical project activity of first-year university students // Universal Journal of Educational Research. 2019. Vol. 7, № 10. P. 2108–2114. doi: 10.13189/ujer.2019.071008
33. Дука Н. А., Дука Т. О. Образовательный выбор студента как междисциплинарный феномен // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2 (49). С. 60–63.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 36 — 45
Скачиваний: 197