Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 31.05.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №1 Коммуникативная компетентность старших дошкольников с опережающим темпом психического развития
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Коммуникативная компетентность старших дошкольников с опережающим темпом психического развития

Егорова Марина Алексеевна, Заречная Анна Алексеевна

DOI: 10.23951/2307-6127-2025-1-131-142

Информация об авторе:

Егорова М. А., кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет (ул. Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051). E-mail: egorovama@mgppu.ru https://orcid.org/0000-0003-0716-6858 SPIN-код: 2782-6370 Scopus Author ID: 7006507422 Заречная А. А., кандидат психологических наук, методист, Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии имени А. Р. Лурия (ул. Новочеремушкинская, 55, кор. 2, оф. 79, Москва, Россия, 117418). E-mail: anego@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-8759-7262 SPIN-код: 5320-4791

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей коммуникативных компетенций у детей с опережающим темпом психического развития (ОТПР). Методология исследования выстроена на основе универсальной авторской структурной модели коммуникативной компетентности человека. В общую выборку вошли дошкольники с нормотипичным (N = 75) и опережающим темпом психического развития (N = 75). Методы исследования: коллективная экспертная оценка, невключенное наблюдение, статистическая обработка данных. Методики исследования: «свободная игра», «конструирование по образцу в диаде», «рисунок по образцу в диаде». Установлено, что ОТПР обусловливает выраженную дисгармоническую акселерацию когнитивного и коммуникативного развития детей 6–7 лет. Это проявляется в ускоренном темпе формирования у них речелингвистического компонента и выраженном замедлении темпа формирования оценочно-рефлексивного и социально-поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Полученные результаты позволяют определить «мишени» и технологии процесса целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОТПР.

Ключевые слова: структурная модель коммуникативной компетентности, коммуникативные компетенции, опережающий темп психического развития, дети старшего дошкольного возраста, дисгармоническая акселерация

Библиография:

1. Большунова Н. Я. Л. С. Выготский о педагогической психологии как психологии культуры: организация образования в формах детской субкультуры // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 6. С. 108-117. doi: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2206.10

2. Смирнова Е. О. Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 4. С. 79–89. doi: 10.17759/psyedu.2019110406

3. Гаврилушкина О. П., Егорова М. А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 3. С. 141–152. doi: 10.17759/psyedu.2016080313

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: «Питер», 2009. 320 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 17-е изд., стер. М.: Академия, 2019. 655 с.

6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе: учебное пособие. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. 287 с.

7. Санина С. П., Расторгуева М. Д. Коммуникативные трудности в обучении младших школьников // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 5. С. 142–153. doi: 10.17759/pse.2023280511

8. Самохвалова А. Г., Иванова Н. М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // Современное дошкольное образование. 2017. № 9. С. 10–20.

9. Смирнова Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2024. 163 с. URL: https://urait.ru/bcode/543300 (дата обращения: 06.03.2024).

10. Хузеева Г. Р. Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / под ред. Е. И. Изотовой. М., 2024. Гл. 4. С. 76–89. URL: https://urait.ru/bcode/544914 (дата обращения: 06.03.2024).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 06.03.2024).

12. Тенитилова К. С., Абаева С. М., Беляева В. Г. Принцип природосообразности в воспитании: история и современность // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8 (110). С. 118–119. URL: https://research-journal.org/archive/8-110-2021-august/princip-prirodosoobraznosti-v-vospitanii-istoriya-isovremennost). doi: 10.23670/IRJ.2021.110.8.098

13. Психология одаренности и творчества / под ред. Л. И. Ларионовой, А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор История, 2017. 287 с.

14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2024. 349 с. URL: https://urait.ru/bcode/541200 (дата обращения: 06.03.2024).

15. Кулагина И. Ю., Шумакова Н. Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 1. С. 3–19. doi: 10.17759/psyedu.2021130101

16. Юркевич В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28–38. doi: 10.17759/jmfp.2018070203

17. Глозман Ж. М., Заречная А. А. Проблема одаренности в нейропсихологии // Психология творчества и одаренности: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 15–17 ноября 2021 г., г. Москва / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2021. Ч. 3. С. 263–268.

18. Заречная А. А. Психологические условия развития коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет с разным темпом психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 24 с.

egorova_marina_alekseyevna_131_142_1_59_2025.pdf ( 1.3 MB ) egorova_marina_alekseyevna_131_142_1_59_2025.zip ( 1.21 MB )

Выпуск: 1, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ

Страницы: 131 — 142

Скачиваний: 304

Для цитирования:


© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ